Шпаргалка по Политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения. Так, взаимодействие управляемых и управляющих может строиться на согласии, основанном на признании справедливыми формальных правил формирования и функционирования власти (например, свободные выборы, принцип разделения властей), или на предпочтении в общественном сознании определенных ценностей и стандартов поведения (например, законопослушность, политическая активность и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 364.79 Кб (Скачать файл)

20. Политическая система: ее функции  и компоненты.

Политическая система  – категория историческая и появилась  в обществе в период распада первобытнообщинного  строя. Достаточно обратиться к идеям  мыслителей прошлого (Аристотель, Н. Макиавелли, Ж. Ж. Руссо ), которые представляли политику как некую самостоятельную целостность, поставили и попытались ответить на вопрос, кому принадлежит власть и как она обеспечивается, обосновали необходимость политического оформления общества, регулирования интересов различных социальных групп. Подробную и тщательную разработку понятие политическая система получило в 60-е годы XX века в трудах американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда, общепризнанных основоположников теории политических систем, а также их последователей.

Каковы же структура и функции политической системы?

Политическая система  представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с  другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, с ее природной  средой и природными ресурсами, а  также внешнеполитическим окружением.

В исследованиях  зарубежных политологов и наших  отечественных ученых выделяются пять компонентов политической системы:

- институциональный (политические институты – государство, политическая власть, политические партии и общественно-политические движения, профессиональные союзы, неполитические по своей природе социальные институты – средства массовой информации, церковь;

- регулятивный (политические принципы, нормы, традиции и т. п.);

- функциональный (формы  и направления политической деятельности, способы и методы осуществления  власти, средства воздействия на  общественную жизнь – политический  режим);

- коммуникативный (формы взаимодействия как внутри политической системы между партиями и государством, обществом и государством, политикой и экономикой, так и между политическими системами разных стран);

- идеологический (политическое сознание, идеология, политическая культура, политическая социализация).

Кратко обозначим  роль и место наиболее важных элементов  структуры политической системы.

Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в  себе максимальную политическую власть, являетсягосударство. Оно обеспечивает независимость страны и поддерживает порядок в обществе, регулирует политические отношения. Местные органы власти определяют политическую жизнь в конкретном регионе. Важное значение в защите прав граждан имеет конституция страны. В этом документе дается не только характеристика политической системы общества, но и закладываются основы правопорядка, определяются сферы законодательной, исполнительной, судебной властей и т. п.

В рамках конституции  осуществляют свою деятельность политические партии, которые выступают связующими звеньями между обществом и государством, влияют на выработку политической линии страны

Общественные  объединения, организации, движения содействуют выполнению социально-экономических программ, широко практикуют разработку требований, различных предложений для представления в государственные органы, добиваются их выполнения.

Следовательно, политическая система сформирована по принципу пирамиды: с массовой социальной базой в  основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Аналогично построены  и подсистемы, имеющие вертикальные структуры: от массовой базы – к  руководящим учреждениям.

Перейдем к характеристике функций политической системы. К функциям можно отнести любые действия, которые способствуют не только поддержанию достигнутого политической системой состояния, но и ее дальнейшему развитию.

Выделим следующие функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества; организация деятельности общества, различных социальных групп для реализации целей, задач, программ развития; согласование интересов государственных образований (подразделений) и населения; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей; духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания народа или манипулирование им; утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Таким образом, функции политической системы можно обозначить как: а) координирующую, б) интегративную, в) направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов.

С функционированием  политической системы связан вопрос о ее эффективности. Система эффективна, когда она не разделяет, не раскалывает  общество, а способствует его объединению. Эффективность политической системы  выражается как в способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, так и в формировании гармоничных отношений со средой.

Исходя из анализа  структуры и функций политической системы, ее можно определить так. Политическая система – это совокупность политических отношений определенного общественного устройства; это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных определенным политическим, социальным, юридическим, идеологическим и культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима общества. Наиболее емким и кратким является такое определение: политическая система есть совокупность субъектов политики, механизма и идеологической направленности политической жизни общества.

Итак, политическая система является наиболее сложной  формой политических связей в обществе. В то же время она не должна быть застывшей, неизменной. Гибкость, вариативность, множественность социально-политических отношений являются главным показателем  прогрессивности ее развития. Жизнь  политической системы протекает  как постоянная смена равновесных  состояний и кризисов разного  рода правительственных, партийных, парламентских  структур до общих кризисов системы, которые связаны со сменой типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических  отношений и т. п.) и могут сопровождаться революционными преобразованиями.

21. Политическая система современной  России.

Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.

Верхний уровень

включает в себя как официальные  партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том  числе Федеральное Собрание РФ и  Межпарламентскую ассамблею стран  СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного  рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный  совет, Общественную палату, Палату по информационным спорам и т.п.) или  согласительные структуры типа "Большой  четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".

Нижний уровень

российской политической системы  во многом теневой, нелегитимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это, прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но, тем не менее, в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов  и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается  в специфическом соотношении  этих двух уровней политической системы.

С одной стороны, по своим формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых  развитых европейских демократий: в  России гарантированы свобода деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты и государственные  органы в массе своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного государства  и распределительной экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических методов  и механизмов управления.

Противоречие между двумя уровнями российской политической системы настолько  серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные взгляды  или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях в виде конфликтов интересов - между исполнительной и  законодательной властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами" .

Двухуровневая политическая система

- наследие преимущественно советского  времени, с тем лишь отличием, что в СССР верхний этаж  советской политической системы  ≈ институт советов народных  депутатов, профсоюзов и общественных  организаций - был не просто  формальной, но абсолютно формальной  частью политической системы;  основным полем продвижения групповых  интересов и субъектом-объектом  давления со стороны различных  группировок были в то время  органы КПСС и отраслевые министерства, тогда как в настоящее время  - в основном структуры исполнительной  власти.

Процесс модернизации постсоветской  политической системы предполагает снятие, минимизацию названного выше противоречия посредством постепенного размывания нижнего, теневого ее уровня и укрепления верхнего этажа - собственно партийно-профсоюзной системы и  институтов представительной власти.

Основные критерии и ожидаемые  направления изменения баланса  названных двух уровней российской политсистемы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:

а) возрастание роли партий в организации  избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, и не только на уровне центрального телевидения, но и в избирательных  округах - даже если парламентские выборы будут проходить исключительно  по мажоритарной системе; б) формирование органов исполнительной власти федеральным  парламентом и законодательными собраниями субъектов Федерации - в  результате межпартийных и межфракционных соглашений; в) перенос, таким образом, конкуренции и борьбы различных "групп интересов" из коридоров  исполнительной власти в публично-правовое пространство: прежде всего - в политические партии и парламент, поскольку решающим условием влияния на процесс принятия решений должны стать не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых в ходе выборов голосов избирателей; г) возрастание роли общественных организаций, а также независимых от ведущих "групп интересов" средств массовой информации.

Важным условием размывания нижнего  и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

22. Государство как основной  политический  институт : сущность, функции, структуры.

Понятие и причины существования  государства

    Государство - это  политическая общность, имеющая  определенную структуру, организацию  политической власти и управление  социальными процессами на определенной  территории. Государство является  наиболее важным институтом политической  системы. Значимость государства  определяется максимальной концентрацией  в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и  решающим образом влиять на  социальные изменения.

    С момента своего  возникновения государство неоднозначно  трактовалось в истории политической  мысли. Выдвигались самые разнообразные  причины возникновения и существования  государства: в теологической  теории это - Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики  человека; в органической - биологические  факторы; в материалистической - социально-экономические факторы;  в теории насилия -военно-политические факторы.

    В литературе  выделяются факторы, влияющие  на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Информация о работе Шпаргалка по Политологии