Структура и полномочия органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 02:09, реферат

Краткое описание

Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым.

Содержание

Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.4
2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19
5. Заключение 23
6. Литература. 25

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

7. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государсво и власть. 1997.№5.              

8. Всеобщая декларация прав человека. - М.: 1993, 54 с.                    

9.Венгеров А.Б. Теория государства  и права: 

Учебник для юридических вузов. -М.:Новый Юрист, 1998, 624 с.                                                        

10.Комаров С.А. Общая теория  государства и права в схемах  и определениях. -М.: Юрайт,

1998, 64 с.                                                                                       

11.Теория государства и права.  Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало,

1997, 416с.                                                                                             

12.Теория права и государства.  Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.:   

Новый Юрист, 1997, 432 с.                                                                      

13.Хропанюк В.Н. Теория государства  и права: Хрестоматия /Под ред. проф. Т.Н. Редько.

14.Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. Учебник  -М.: Норма,1998.

15.Кряжков В.А. Местное самоуправление: правовое регулирование  и структуры // Государство и право. 1992. №1.

16. Теория государства и права.  Учебник / Под ред. М.Н. Марченко  –М., издательство "Зерцало", 2001г.

17.  Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник – М.,2000г.

18. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955г.

19. Общая теория государства  и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М., Юрист, 2000г.

20. Мишин  А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США.- М.,1984г.

21. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995гг.) – М., 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления РК, необходимо прежде всего определить, что же такое управление?. Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Конституция Республики Казахстан  отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин - исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация?

На эти закономерные вопросы  ответ может быть один: все объясняется  конституционным провозглашением  разделения властей. Так, в соответствии Конституции Республики Казахстан  государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную .

В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления РК.

 

I. Этапы развития государственного  управления в РК

государственное управление

1 этап 1990-1993 гг.Первый этап становления и развития системы государственного управления пришелся на 1990-1993 годы .С самого начала проведения сложных преобразований в Казахстане стало понятным, что их успех может быть гарантирован только при выстраивании эффективной системы управления на всех уровнях государственной власти. Первым концептуальным документом, позволившим осуществлять собственное государственное строительство, стала «Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики», принятая 25 октября 1990 года. С этого момента государственная власть в Казахстане стала осуществляться по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики стал президент, который обладал высшей распорядительно - исполнительной властью. Законодательная власть стала осуществляться Верховным Советом Казахской ССР. Высшая судебная власть стала принадлежать Верховному суду. 20 ноября 1990 года был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР.Провозглашение государственного суверенитета Казахской ССР стало шагом, открывшим для Казахстана возможность самостоятельно определять пути развития своей системы государственного управления. Одним из важных законодательных актов, создавших правовую основу для развития системы государственного управления Казахстана стал Закон Казахской ССР «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», согласно которому главным местным представительным органом государственной власти являлся Совет народных депутатов. Одним из главных недостатков Закона «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» было то, что в нем конкретно не различались органы местного государственного управления и органы местного самоуправления, которые на самом деле олицетворяют два различных института управления. 16 декабря 1991 года был принят конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В целом надо сказать, что у существовавшей тогда системы местного государственного управления, параллельно олицетворявшей систему местного самоуправления, имелись серьезные изъяны.Во-первых, на тот момент персональный состав местных Советов был в своем большинстве консервативным, что отрицательно сказывалось на проведении политики реформ на местах.Во-вторых, с введением в феврале 1992 года института глав местных администраций власть Советов на местах была сильно ограничена. В-третьих, институт местного самоуправления не был закреплен в принятой 28 января 1993 года первой Конституции РК. В-четвертых, не получили своего должного развития институты общественного территориального самоуправления. В целом, имевшаяся на этом этапе система государственного управления Казахстана была очень сильно централизованной.2 этап 1993-1995 гг.28 января 1993 года была принята первая Конституция РК. В этот период был законодательно закреплен базовый принцип разделения ветвей власти. Согласно Основному Закону, представительные, исполнительные и судебные органы страны были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Конституция 1993 года сыграла огромную роль на втором этапе развития системы государственного управления в Казахстане. Она заложила не только основу строительства национально-государственной независимости, но и начало структурной реформе государственно - управленческой системы. 10 декабря 1993 года был принят Закон «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан», который внес коренные изменения в название, структуру и полномочия местных органов исполнительной власти.Во-первых, было отменено название «исполнительные комитеты» всех уровней местных органов исполнительной власти, которые трансформировались в местные администрации - акиматы во главе с акимом.Во-вторых, отказ от советской теории и практики выразился в том, что местные представительные органы перестали избирать местные исполнительные структуры.В-третьих, и представительные органы, и исполнительно-распорядительные вошли в систему местного государственного управления, в отличие от периода СССР, когда первые считались органами государственной власти, а вторые - исполнительные комитеты - таковыми не являлись, выполняя исполнительно-распорядительные функции. аконом «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан» определялась система местного самоуправления в РК, компетенция местных представительных и исполнительных органов а также порядок их деятельности. В Законе «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан» не было понятия «местное самоуправление». Вместо него появилось другое понятие: «собрание представителей граждан поселка, аула (села), аульного (сельского) округа».В конце 1993 года Верховный Совет самораспустился, после чего законодательные полномочия перешли к президенту. В 1994 году состоялись выборы нового состава Верховного Совета, однако спустя год, в марте 1995 года, новый состав главного законодательного органа был признан Верховным судом нелегитимным, и Верховный Совет был распущен.3 этап 1995-2001 гг.Наступление третьего этапа в реформировании системы государственного управления было ознаменовано принятием 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новой Конституции Республики Казахстан, . Основной Закон выступил в качестве инструмента сосредоточения власти в исполнительной ветви. Она существенно усилила президентскую власть, что нашло свое выражение в определенной централизации властных полномочий.Конституция Республики Казахстан 1995 года в общих чертах характеризовала исполнительные органы как составную часть единой системы исполнительных органов страны, обеспечивающих проведение общегосударственной политики в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующих территорий. В этот же период произошло формирование новых органов представительной власти на местах - маслихатов, статус которых был законодательно закреплен в Основном Законе. Также в данной Конституции существовало еще одно законодательное новшество. Так, согласно ей, местные представительные и исполнительные органы стали относиться к местному государственному управлению. С 1997 года акцент в институциональной и правовой реформе в Казахстане был перенесен на качественное наполнение и повышение эффективности всей системы государственного управления в целях достижения устойчивого развития. Как заявил президент Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в октябре 1996 года, «После завершения формирования основ государства нам предстоит кропотливая работа по отлаживанию механизмов управления. Приводным ремнем этих механизмов должны стать только законы. В противном случае говорить о демократической государственности нет смысла». На этом этапе были обозначены первостепенные направления дальнейшего реформирования системы государственного управления. Следующим стратегическим документом, определившим четкие направления реформирования системы государственной власти, стала Стратегия долгосрочного развития Казахстана до 2030 года «Казахстан-2030». Следующие шаги по развитию системы государственного управления проводились в соответствии с предложенной президентом Н.А. Назарбаевым программой демократизации и политических реформ, озвученной в Послании народу Казахстана от 30 сентября 1998 года. Усиление роли Парламента страны, а также обеспечение устойчивости и преемственности власти в Казахстане было решено осуществить посредством введения подотчетности Премьер-министра и членов Правительства перед представительным органом, то есть субъекты исполнительной власти стали ответственны перед Парламентом. После проведения выборов 1999 года в Парламенте страны появились партийные фракции, а также ряд целевых депутатских групп. Была упрощена процедура регистрации и контроля над деятельностью неправительственных организаций, что способствовало активизации деятельности НПО и увеличению их числа. Большая работа была проведена по борьбе с коррупцией, принят Закон «О борьбе с коррупцией». а более чем десятилетний период независимого развития так и не удалось до конца избавиться от рецидивов советской административной практики. Отдельные представители центральных органов власти, в силу своей неискоренимой инерции, продолжали настойчиво препятствовать попыткам усиления административного потенциала местных и региональных органов власти. В результате органы государственной власти на местах часто оказывались в безвыходном положении, ощущая временами дефицит властных полномочий, что не самым лучшим образом сказывалось на эффективности системы государственного управления. ИТОГ 1) на первом этапе развития системы государственного управления в Казахстане, осуществлявшемся на фоне системной либерализации общественной жизни, были заложены основы развития этой системы. Принятые в тот исторический период нормативно-правовые акты стимулировали формирование системы государственного управления в Казахстане. 2)Второй этап по всем формальным признакам можно отнести к смешанной форме правления, так как именно в этот период представительные органы Казахстана формально и фактически стали ограничиваться в своих властных полномочиях. Конституцией 1993 года было установлено четкое подчинение правительства президенту, ставшему одновременно главой государства и лицом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. Таким образом, в указанной Конституции не говорилось об установлении президентской формы правления, однако в ней все же были закреплены важные начала президентской республики. 3) основной характеристикой третьего этапа стали продолжение реформ в системе государственных институтов и процесс создания сегодняшнего стержня государственно-политического устройства Казахстана. 4)К 1999-2000 годам основные реформы в экономике были завершены, и в целом в Казахстане была создана рыночная экономика с соответствующей инфраструктурой. Параллельно в стране шло создание среднего класса, начали появляться более или менее высокодоходные страты. В этих условиях сильная централизация государственной власти начала играть роль сдерживающего фактора в дальнейшем развитии страны. В такой ситуации Казахстан перешел к реализации нынешнего, четвертого, этапа реформирования своей системы государственного управления.

II. Структура государственного  управления РК

 

ПрезидентПервым концептуальным документом, позволившим осуществлять собственное государственное строительство, стала «Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики», принятая 25 октября 1990 года. Главой республики стал президент, который обладал высшей распорядительно - исполнительной властью. Пост президента был учрежден Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года. В нем указывалось, что президент является главой Казахской Советской Социалистической Республики. Президент не относится к исполнительной власти. Он имел право предоставлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР, а также ставить перед Верховным Советом КазССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров. В тот период президент был главой Казахской ССР, являющейся частью Советского Союза, поэтому его статус отражал особенности взаимоотношений Союзного государства с его частью - союзной республикой. 20 ноября 1990 года был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР», согласно которому было установлено, что президент Казахской ССР является главой высшей исполнительной и распорядительной власти. в конце 1993 года Верховный Совет самораспустился, после чего законодательные полномочия перешли к президенту. Конституцией 1993 года было установлено четкое подчинение правительства президенту, ставшему одновременно главой государства и лицом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. Таким образом, в указанной Конституции не говорилось об установлении президентской формы правления, однако в ней все же были закреплены важные начала президентской республики. Конституция 1995 года юридически закрепила переход страны к президентской форме правления, в соответствии с которой произошел кардинальный пересмотр существовавшей в Казахстане схемы распределения властных полномочий. Основной Закон выступил в качестве инструмента сосредоточения власти в исполнительной ветви. Она существенно усилила президентскую власть, что нашло свое выражение в определенной централизации властных полномочий. По мнению ряда исследователей, Конституция 1995 года «окончательно установила в Казахстане президентскую республику со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями. ПарламентСовременный казахстанский Парламент сменил однопалатный орган представительной власти - Верховный Совет, который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем - на основе Конституции Казахской ССР 1978 года и Конституции Республики Казахстан 1993 года. Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти. В Конституции Республики Казахстан 1995 года закреплено, что Парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената.Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. Следует отметить, что понятие «Парламент» впервые официально было закреплено именно в Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Только после этого Президент страны Н.А.Назарбаев подписал Указ, имеющий силу Конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому процесс избрания депутатов в двухпалатный Парламент состоялся в конце 1995 года. Правительство? Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Глава Правительства назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК. Персональный состав Правительства назначается Президентом по представлению кандидатур Премьер-Министром. Структура и состав Правительства Республики Казахстан: Премьер-Министр вносит на утверждение Президента Структуру Правительства. Структура Правительства выглядит следующим образом: Глава Правительства - Премьер-Министр, 1 первый заместитель Премьер-Министра, 3 заместителя Премьер-Министра и главы министерств. Основные полномочия Правительства Республики Казахстан: ? Разработка и осуществление основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, обеспечение общественного порядка; ? Представление на рассмотрение Парламента (Мажилиса) республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, обеспечение исполнения республиканского бюджета; ? Внесение на рассмотрение Парламента (Мажилиса) законопроектов и обеспечение их исполнения; ? Выработка мер по проведению внешней политики Республики Казахстан; ? Руководство деятельностью Министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; ? Назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов не входящих в состав Правительства; Прекращение полномочий Правительства Республики Казахстан: Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом страны. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Парламентом (Мажилисом) вотума недоверия. Правительство прекращает полномочия по собственной инициативе Главы государства и в случае освобождения от должности Премьер-Министра. СудСудебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный Суд Республики Казахстан, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви - арбитражного процесса. Экономические споры решаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Верховный Суд - высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3 «Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции». Конституционный совет? Конституционный Совет занимает особое положение в политической системе Казахстана. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из восьми членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву Экс-Президенты Республики. Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, два - председателем Сената и два - председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года. Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения: ? Выборов Президента Республики; ? Выборов депутатов Парламента; ? Республиканского референдума. Конституционный Совет рассматривает: ? Принятые Парламентом и подписанные Президентом законы на их соответствие Конституции; ? Ратификации международных договоров на их соответствие Конституции. Конституционный Совет дает: ? Официальное толкование норм Конституции; ? До принятия Парламентом соответствующего решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики - заключение о соблюдении установленных конституционных процедур; Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятии, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом; В случае непреодоления возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается. ИТОГ Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.Высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции, является Парламент Республики Казахстан. Парламент состоит из двух палат, действующих на постоянной основе - Сената (срок полномочий депутатов Сената - шесть лет) и Мажилиса (срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет).Правительство Казахстана возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судами Республики являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Особое положение в политической системе Казахстана занимает Конституционный Совет Республики Казахстан. Он состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

Ш. Уровни государственного управления РК

 

ПрезидентПрезидент Республики Казахстан - Президент Республики Казахстан высшее должностное лицо и главнокомандующий Вооруженными силами Республики Казахстан <#"justify">Премьер-министрПремьер-Министр Республики Казахстан с согласия Парламента назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. Премьер-Министр Республики Казахстан: · организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу; · в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторный доклад о Программе в течение двух месяцев; · подписывает постановления Правительства;· докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; ·выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства. Областной акимаким области (города республиканского значения, столицы) представитель Президента и Правительства Республики Казахстан на соответствующей территории, возглавляющий местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) и обеспечивающий проведение государственной политики на территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов Республики Казахстан и руководство деятельностью исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, бюджета столицы и районных (города областного значения, района в городе республиканского значения, районов столицы) акимов и ответственный за состояние дел на соответствующей территории и ее социально-экономическое развитиеАким(города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице)аким (города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) представитель Президента и Правительства Республики Казахстан на соответствующей территории, возглавляющий местный исполнительный орган и обеспечивающий проведение государственной политики на территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральныхисполнительных органов Республики Казахстан, руководство деятельностью исполнительных органов, финансируемых из бюджета района (бюджета города областного значения, бюджета района в городе) и наделенный полномочиями государственного управления на территории района (города областного значения, района в городе республиканского значения, районов столицы) акимом области в соответствии с законодательством Республики Казахстан и ответственный за состояние дел на соответствующей территории и его социально-экономическое развитие; ИТОГ В Казахстане <#"justify">Литература:

 

1) журнал: Вестник КАСУ-2008,№3

2)Оспанов К. Основы права. Алматы: Жеты Жаргы 2006

3) Основы государства и  права Республики Казахстан. Учебное  пособие

Отв. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

) Концепция правовой политики  Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. // Юридическая газета. - 2002.

5) Дауранов И.И. Организация государственного управления: Монография - Алматы: Издательство НВГИГУ, 1997. -- 156 с, приложения


Информация о работе Структура и полномочия органов государственной власти