Органы Государственной Власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Государственная власть - это обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения.
Цель данной работы: охарактеризовать и исследовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.
Задачи: Раскрыть понятие системы органов государственной власти в Российской Федерации;
Классифицировать органы государственной власти;
Рассмотреть нормативно-правовые акты регулирующие деятельность органов государственной власти РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ 5
§ 1.1. Понятие органов государственной власти 5
§ 1.2. Принципы организации, деятельности и правовой статус органов государственной власти 6
Глава 2. ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 13
§ 2.1. Классификация органов государственной власти 13
§ 2.2. Органы законодательной власти 15
§ 2.3. Органы исполнительной власти 18
§ 2.4. Органы судебной власти 20
Глава 3. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ 5

§ 1.1. Понятие органов государственной власти 5

§ 1.2. Принципы организации, деятельности и правовой статус органов государственной власти 6

Глава 2. ВИДЫ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 13

§ 2.1. Классификация органов государственной власти 13

§ 2.2. Органы законодательной власти 15

§ 2.3. Органы исполнительной власти 18

§ 2.4. Органы судебной власти 20

Глава 3. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственная власть - это обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Государственная власть реализуется во властных отношениях, складывающихся в силу необходимости регулирования поведения людей.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Государственная власть –  живой организм, находящийся в  постоянном движении и развитии. Поэтому  изучение того, как функционирует  государство, его властные органы на современном историческом этапе  кажется мне актуальным.

Цель данной работы: охарактеризовать и исследовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие системы органов государственной власти в Российской Федерации;
    2. Классифицировать органы государственной власти;
    3. Рассмотреть нормативно-правовые акты регулирующие деятельность органов государственной власти РФ.

Объект исследования – деятельность Органов государственной власти

Предмет исследования – нормы права регулирующие компетенцию и структуру Органов государственной власти РФ

Методы исследования – формально-юридический, исторический, метод сравнительного анализа.

Источники: в исследовании использовались такие источники, как нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.

 

Глава 1. Органы государственной  власти: понятие и признаки

§ 1.1. Понятие органов  государственной власти

Государство как одна из форм политической организации общества, призвана осуществлять управление обществом  на основе права с помощью специальных  органов государственной власти1.Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями. Они обладают рядом таких характерных качеств или признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций.

Во-первых, порядок организации  и деятельности органов государственной  власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции  страны и других законодательных  актах.

Во-вторых, органы государственной  власти для выполнения возложенных  на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между органами государственной власти и функциями  государства существует тесная обратная связь.

В-четвертых, органы государственной  власти для обеспечения возложенных  на них задач и функций располагают  необходимыми материальными средствами.

Посредством системы органов государственной власти осуществляется государственное управление обществом. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.

Органы государственной  власти взаимосвязаны общими правовыми  принципами. Они выполняют функции  и задачи государства в соответствии со своими полномочиями, а также имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами.

§ 1.2. Принципы организации, деятельности и правовой статус органов  государственной власти

Правовые принципы организации  и деятельности органов государственной  власти следующие:

1. Приоритет прав и  свобод человека и гражданина. Их непосредственное действие; обязанность  государственных органов и должностных  лиц признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина. Человек, его права  и свободы по Конституции —  высшая ценность, поэтому Конституция  ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать  и защищать эти права, допуская  их ограничение только временно  и в особо предусмотренных  Конституцией исключительных случаях.  Конституционная обязанность государства  соблюдать и защищать права  и свободы человека и гражданина  состоит в создании условий  для их реализации и механизма  их защиты. Обеспечение таких  условий и защита прав и  свобод человека и гражданина  входят в функции всех органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Конституция  также устанавливает, что права  человека и гражданина являются  непосредственно действующими и  определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием.  Деятельность органов государственной  власти, должностных лиц, органов  местного самоуправления должна  быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.

2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

Нормы Конституции имеют  непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов  должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в  первую очередь должны руководствоваться  нормами Конституции.

4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных  полномочий. Система разделения властей  не нарушает единства государственной  власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или  представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и  судебной власти в форме осуществления  своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного  контроля, «сдержек и противовесов»  между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых  действуют органы исполнительной и  судебной власти, осуществляют бюджетный  контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.

5. Принцип законности — основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

Принцип законности закреплен  в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституции и законы».

При осуществлении своих  полномочий в отношении государственных  органов действует принцип: запрещено  все то, что не разрешено законом.

6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:

    • все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
    • между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) — вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
    • во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
    • субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
    • субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).

7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это положение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Вакантная государственная  должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы — необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные  лица обязаны обеспечить каждому  возможность ознакомления с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем Федеральный закон  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч.1 ст. 15)

закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство»2.

Приведенные выше принципы составляют основу организации, деятельности и правовой статус органов государственной власти. Они закреплены в нормативно-правовых актах и научной литературе.

 

Глава 2. Виды органов государственной власти

§ 2.1. Классификация органов  государственной власти

По источнику формирования органы государственной власти делятся  на первичные и производные.

Первичные - это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства — Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

Производные - это формируемые другими органами государственной  власти (Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

Информация о работе Органы Государственной Власти