Структура и полномочия органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 02:09, реферат

Краткое описание

Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым.

Содержание

Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.4
2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19
5. Заключение 23
6. Литература. 25

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение                                                                                                    3                                                                                                                                                         1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа    формирования государственного аппарата.                                                      4                                                                            2. Государственный  орган-главное звено механизма государства             8                                   

3. Принципы организации и деятельности  государственного аппарата    15                                           

4. Проблемы совершенствования аппарата  современного государства    19                                     

5. Заключение                                                                                            23                                                                                                                                 

6. Литература.                                                                                           25                                                                                                                                     

 

Введение.

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как  на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство  с известной долей эффективности  обеспечивало упорядоченность и  организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось  достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся  десятилетиями система приносила  определенные плоды: государственный  аппарат, с точки зрения внутрисистемных  связей, работал достаточно ровно  и организованно, хотя и не всегда рационально.

Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным  органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху  в систему организации государственной  власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В этой связи перед Казахстаном довольно остро встал вопрос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально действующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.

Множество вопросов, связанных с  данной проблемой, возникает и в  научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма  государства. Дискуссии нередко  возникают по поводу соотношения  таких понятий, как государственный  аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности  функционирования и развития непосредственно механизма  государства на современном этапе.   

 

1. Понятие механизма государства.  Теория разделения властей как  основа формирования государственного  аппарата.  

Государство – это исторически  выделившееся из общества и обусловленная  его экономическим строем политическая организация суверенной публичной  власти, выражающаяся и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.                                                                              

Механизм государства – есть  система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.   

В широком смысле механизм государства  включает в себя три составные  части:     

- государственные учреждения;    

- государственный аппарат;    

- государственные предприятия.   

Государственные учреждения – это  такие государственные организаций, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных  сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.   

Государственные предприятия учреждаются  для осуществления хозяйственной  деятельности в целях производства продукций, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.  

Одной из важнейших проблем, относящихся  к организации государственной  власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.     

Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и не политической власти.                                                                                                                                          

Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц  и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в  одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к  власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с другой.  

Сама идея разделения власти делится  на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную сопровождает поиск человечеством  идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии  она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий) . Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии Ш.  Монтескье. Последний придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.  

Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет  к "ужасному деспотизму" и предлагал  разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент) , исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды) .  

Впервые концепция разделения властей  получила законодательное закрепление  в конституции США 1787 года, действующей  до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей, на эту конституцию оказали  влияние идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только системой сдержек и противовесов, но и трактовкой единства власти. Словами: "Мы, народ  Соединенных Штатов …" создатели  конституции провозглашали его  суверенитет, а затем "делили " органы государства по трем ветвям власти. Декларация прав человека и  гражданина 1789 г.  содержит бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (стр. 16) .  

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Так в США этот принцип существенно  дополнен системой "сдержек и  противовесов", позволяющих не только разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их. В парламентских республиках  баланс властей поддерживается специфическими средствами, в частности тем, что  парламент может выразить недоверие  правительству, а глава государства  может распустить парламент.                                                                               

Конституционная  доктрина некоторых стран (Латинская Америка) исходит из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей) , которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.  

Иногда выделяется четвертая функция  и соответствующая ей ветвь власти надзорная. В конституциях отдельных  стран можно встретить упоминание о контрольной или контрольно-надзорной  власти, или же о соответствующих  органах, не входящих в структуру  органов законодательной, исполнительной или судебной власти. 

Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую  точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основе законов, принимаемых  законодательной властью, поэтому  судебные органы – это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.                                                                                                     

В федеративных государствах иногда дополнительно различают власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь, прежде всего, имеется  в виду особые полномочия федеральных  органов в целом в отношении  органов субъектов федерации  как самостоятельных государств) , и власть каждого из субъектов федерации.                                                                                 

А там, где существует должность  президента, наделенного значительными  полномочиями и именуемого главой государства (но не главой исполнительной власти) , не входящего, таким образом, в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.                                                                                                                         

Говоря о характере взаимоотношений  между тремя общепринятыми ветвями  власти, нужно обратить внимание на два основных момента: - необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью; - необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко  забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.

Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей  в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.        

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:   

-    законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься                 только законодательным (правительственным) органом;                                         

-     исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением  законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;     

-    между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;                                

-    судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;      

-    ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью;    

-    споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;                           

-     конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.    

 

 

 2. Государственный  орган - главное звено механизма  государства   

В более узком смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом  государства, представляющим собой  сложную систему органов, различающихся  своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методам и деятельности.   

В свою очередь, орган государства  является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями  субординации и координации, являясь  носителями властных полномочий, участвуют  в решении наиболее общих задач  государства и осуществлении  его функций. Каждый государственный  орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства.  

Информация о работе Структура и полномочия органов государственной власти