Структура и полномочия органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 02:09, реферат

Краткое описание

Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым.

Содержание

Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.4
2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19
5. Заключение 23
6. Литература. 25

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных  органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; право исполнительную, как  форму властной деятельности органов  государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов  государства, являются следующие:

-        осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

-        обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

-        имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

-        характеризуются определенной структурой, то есть строением.         

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.         

Органы государственной власти занимают центральное место в  структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями  государства . Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:

1 .Каждый орган государственной  власти создается в соответствии  с установленным конституцией, законами  или другими правовыми актами  порядком.

2.      Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

3.      Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных    форм    и    методов,    особенно    в    отношении

применения принудительных мер.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или  назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными  полномочиями. Но возможен и орган  власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного  по правам человека.

Органы государственной власти - это в первую очередь исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для  исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право  активных действий, а также право  принятия подзаконных нормативных  актов. Это наиболее разветвленные  и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно  находятся под пристальным вниманием  со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной  экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной  собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных  правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции  Франции, правительство "руководит  внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".

Главой органов государственного управления может быть монарх, президент  или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления  государства.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских  республиках) или коллегиального органа.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству  всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные  комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями  государственного управления.

Поскольку государственный аппарат  включает в себя органы различных  ветвей власти, мне хотелось бы подробней  рассмотреть их организационную  структуру.

Поскольку, в органах государственной  власти практически отсутствует  выборность, за исключением отдельных  случаев, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем  государства, правительства, главами  администраций. Они могут действовать  как на началах коллегиальности (Правительство РК), так и единоначалия (министерства), и иметь различную  подчиненность (непосредственно Президенту).

Согласно статье 40 Конституции  Президентом Республики Казахстан  является глава государства, высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и внешней  политики государства и представляющее Казахстан внутри страны и в международных  отношениях.

Президент Республики - это символ и гарант единства народа и государственной  власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Республики обеспечивает согласованное  функционирование всех ветвей государственной  власти и ответственность органов  власти перед народом.

Пост главы государства был  учрежден в 1991 г. на всенародном референдуме, а конституционный статус закреплен  в Конституции Республики Казахстан 1995 года и в конституционном законе Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. N 2733 «О Президенте Республики Казахстан».

1) Предоставление Парламенту республиканского  бюджета и отчета о его исполнении, а также обеспечение исполнения  бюджета; 

2) внесение в Мажилис проектов  законов и обеспечение исполнения  законов;

3) организация управления государственной  собственностью;

4)   выработка мер по проведению внешней политики Республики Ка-захстан;

5) осуществление руководства деятельности  министерств, государственных комитетов,  иных центральных и местных  исполнительных ор¬ганов;

6) отмена или приостановление  полностью или в части действий  актов министерств, государственных  комитетов, иных центральных и  местных исполнительных органов  Республики;

7) назначение на должность и  освобождение от должности руководителей  центральных исполнительных органов,  не входящих в состав Правительства;

8) выполнение иные функций, возложенных  на него Конституцией Республикой  Казахстан, законами и актами  Президента Республики Казахстан.

Все действия Правительства Республики Казахстан регулируются Конституцией Республики Казахстан и Конституционным  законом Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 «О Правительстве  Республики Казахстан».

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление  правосудия, разрешение возникших в  обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Только органы судебной власти осуществляют правосудие и никто больше.

Судебную власть, согласно статьям 75 и 81 Конституции Республики Казахстан  возглавляет Верховный суд Республики,  которому подотчетны все местные судьи Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-11 «О судебной системе и  статусе судей Республики Казахстан».

В настоящее время в Республике Казахстан проводится третий этап судебной реформы, главными направлениями которой  являются:

1)      создание единой судебной системы;

2)      признание права каждого лица на разбирательство его дела судом

присяжных в случаях, предусмотренных  законом;

3) совершенствование   системы   гарантий   независимости   судей   и

подчинения их только закону.

Согласно статье 49 Конституции  Республики Казахстан высшим представительным органом Республики Казахстан, осуществляющим законодательные функции является Парламент Республики Казахстан, который  возглавляет законодательные органы государственной власти. Органы законодательной  власти устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направле¬ния внутренней и внешней политики страны, тем самым, определяя правовую организацию и формы деятельности органов государствен¬ной власти.

Компетенция и функции Парламента Республики Казахстан определяются Конституцией Республики Казахстан  и конституционным законом Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и  статусе  его депутатов».

Также в Республике Казахстан существует ряд государственных органов, имеющих  особый статус - это такие органы как Национальный Банк, Генеральная  Прокуратура, Агентство Финансовой Полиции, Комитет Национальной Безопасности и другие. Их деятельность регулируется специально изданными законодательными актами.

Теперь мне хотелось бы рассмотреть  взаимодействие органов государственной  власти на местном уровне.

Конституция Республики Казахстан  статьями 85 и 86 определяет полномочия  и компетенцию  местных   представительных  и исполнительных органов.

К ведению маслихатов относятся:

1)      утверждение планов, экономических и социальных программ раз¬

вития территории, местного бюджета  и отчетов об их исполнении;

2)      решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно- территориального устройства;

3)      рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции  маслихата;

4)      образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы  маслихата;

5)      осуществление в соответствии с законодательством Республики

иных полномочий по обеспечению  прав и законных интересов граждан.

Местные исполнительные органы (акиматы) - входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

К ведению местных исполнительных органов относятся:

1)      разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

2)      управление коммунальной собственностью;

3)      назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы  местных исполнительных органов;

4)      осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Правовые аспекты их деятельности закреплены в законе Республики Казахстан  от 23 января 2001 г. № 148-П «О местном  государственном управлении в Республике Казахстан».

Фактически, из этого видно, что  органы государственной власти на местном  уровне дублируют работу центральных  органов на местах. 

 

3. Принципы организации и деятельности  государственного аппарата.

С момента принятие независимости  мы провозгласили себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, что нашло свое отражение в  Конституции Республики Казахстан.

Одним  из  важнейших условий  нормальной  работы  государственного аппарата - это наличие основополагающих принципов, определяющих его организацию и деятельность.

Государственный аппарат власти основывается на следующих принципах:

1)      законности;

2)      единства    органов    государственного    аппарата,    независимо от    разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

3)      приоритета     прав,     свобод      и     законных     интересов     граждан перед интересами государства при рассмотрении их обращений, заявлений и

жалоб;

4)      общедоступности, то есть равного права граждан обращений в органы государственного аппарата;

5)      обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными   органами   и   должностными   лицами   в     пределах   их

полномочий, для нижестоящих государственных  органов;

Информация о работе Структура и полномочия органов государственной власти