Эффективность руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ .....................................7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации ...............................................17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ.............22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110................................................................37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53
Заключение. ...............................................................................................................65
Список используемой и цитируемой литературы. ................................................

Вложенные файлы: 1 файл

аттестац. работа.docx

— 161.13 Кб (Скачать файл)

Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности,

-ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; 

- ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; 

- права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Локальный акт образовательного учреждения основан на законодательстве - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу дошкольного образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», а также Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, а для образовательных учреждений, деятельность которых регулируется иными типовыми положениями типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида.

Локальный нормативный акт ДОУ представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) воспитанников, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав ДОУ, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, правовой нормы применительно к условиям данного образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Индивидуальные (синонимы: ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отчислении.

Локальные акты образовательного учреждения издаются в разных формах: постановления, приказы, решения, положения, инструкции и правила.

Постановление - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательным учреждением. Например, разграничение полномочий между Советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (п. 5 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»)

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый руководителем дошкольного образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательное учреждение.

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Например, устав образовательного учреждения принимается решением общего собрания коллектива образовательного учреждения (подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Кроме того, в ДОУ иногда предусматривается издание такого вида локальных актов как распоряжения, которые издаются заместителями руководителя образовательного учреждения по вопросам информационно-методического и организационного характера, входящим в их компетенцию в соответствии с уставом, их должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами.

Постановлениями и приказами органов управления образовательного учреждения утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо из своих правомочий.

Инструкция - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила - локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, правила приема в ДОУ, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях педагогических работников.

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Следует отметить, что законодательного разграничения форм локальных актов не существует и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (например, правила ведения делопроизводства / инструкция по делопроизводству).

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности образовательного учреждения и осуществляются в пределах его компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией образовательного учреждения можно выделить следующие «отрасли» локального правового обеспечения:

1)  правовое  оформление статуса образовательного  учреждения, формирование структуры  учреждения и органов управления;

2)  правовое  обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

3)  правовое  обеспечение финансово-экономической  деятельности, материально-технического  снабжения;

4)  правовое  обеспечение безопасных условий  учебы и труда в образовательном  учреждении;

5)  правовое  обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

6)  правовое  обеспечение делопроизводства (документального  сопровождения).

Принцип системности требует, чтобы локальный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательного учреждения, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий. Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в школе локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий - своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.

Издание локальных нормативных актов (правотворчество) ДОУ представляет собой деятельность органов управления образовательным учреждением по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы.

Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии:

-  инициативная  стадия;

-  подготовка  проекта локального акта;

-  обсуждение (экспертиза) и согласование проекта  локального акта;

-  принятие  и утверждение локального акта;

-  обнародование  локального акта.

Инициативная стадия связана с возникновением идеи локального акта, его концепции (общего замысла). На этом этапе работы должна быть обоснована необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собрана, обобщена и проанализирована вся имеющаяся информация по данному вопросу, в частности, изучено законодательство и соответствующие модельные (типовые) акты, публикации в журналах для администрации образовательных учреждений, опыт других ДОУ, а также проведены необходимые расчеты. При разработке концепции локального акта прогнозируются и последствия его применения, оцениваются возможные риски.

На стадии подготовки проекта локального акта создается текст локального акта.

Структура проекта локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.

Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений (например, Правила внутреннего трудового распорядка), могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия акта, его значение. При этом следует иметь в виду, что положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте, целесообразно размещать в начале текста проекта.

Нормативное содержание проекта, в зависимости от предмета правового регулирования объема и вида акта, должно конструироваться в следующей последовательности:

•  общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципыправового регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу ДОУ и др.);

•  определение используемых понятий (обычно, если они не определены уже в действующем законодательстве);

•  изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;

•  определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов (если это входит в компетенцию образовательного учреждения);

•  вступление акта в силу и способ опубликования (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т. п.).

Нормативные предписания оформляются, как правило, в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами.

Значительные по объему проекты могут разделяться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование.

Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Язык акта должен быть прост и точен. Нельзя перегружать текст локальных актов юридическими или другие узкоспециальными терминами. Если термин необходим, в локальном акте должно присутствовать его определение. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в официальных правовых документах не допускается использование не оговоренных аббревиатур (сложносокращенных слов) и, как правило, любых сокращений вообще. Так, очень популярным в локальных актах образовательных учреждений остается сокращение «МО», которое может расшифровываться по-разному и зачастую затрудняет правильное понимание содержания локального акта. Не допустимо и использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.). В тексте локального акта не должны присутствовать бланкетные нормы, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Например, «в соответствии с действующим законодательством», «в установленном порядке». Каким законодательством? Где его искать? Кем установлено?

В локальном акте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или местного самоуправления должны быть указаны статья (пункт) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием издания локального акта.

Положения об изменениях, дополнениях или признании локальных актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых локальных актов в связи с принятием данного акта включаются в текст отдельным пунктом.

После того, как разработан проект текста локального акта, он проходит стадию обсуждения (экспертизы) и согласования.

Обсуждение проекта среди заинтересованных участников образовательного процесса, той или иной категории работников образовательного учреждения, чьи интересы затронет локальный акт, может быть организовано в самых различных формах. Проект документа может быть роздан заинтересованным лицам, чтобы к определенному сроку они представили свои замечания. Обсуждение проекта может быть проведено на различных совещаниях и собраниях. Текст проекта можно вывесить для всеобщего обозрения и т. п.

Если есть возможность, следует провести экспертизу проекта, например, привлечь к этой работе родителей воспитанников, имеющих юридическое и иное, соответствующее тематике проекта, профессиональное образование. В некоторых случаях можно получить бесплатное экспертное заключение в органах санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, в технической и правовой инспекциях труда (государственной или отраслевого профсоюза).

Информация о работе Эффективность руководителя ДОУ