Эффективность руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ .....................................7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации ...............................................17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ.............22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110................................................................37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53
Заключение. ...............................................................................................................65
Список используемой и цитируемой литературы. ................................................

Вложенные файлы: 1 файл

аттестац. работа.docx

— 161.13 Кб (Скачать файл)

 


 


bОглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7

1.1. Анализ  теоретических подходов к управлению  ДОУ .....................................7

1.2. Понятие  нормативно-правовой документации  ...............................................17

1.3. Нормативно-правовая документация  в процессе управления ДОУ.............22

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37

2.1.    Характеристика МБДОУДС №110................................................................37

2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49

2.3.   Рекомендации  руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53

Заключение. ...............................................................................................................65

Список используемой и цитируемой литературы. ................................................67

Приложения................................................................................................................69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением  (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.

Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество. Руководство современным ДОУ становится одним из стратегических направлений совершенствования его деятельности в режиме развития.

В связи с формированием рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора. Следовательно, знания, умения и навыки управленческих кадров ДОУ становятся главным источником эффективности и повышения качества дошкольного образования, а вопросы, связанные с управленческой деятельностью и конкретным руководителем ДОУ, становятся первостепенными.

Социально-психологические и педагогические требования к профессионализму и компетентности управленческих кадров, отражающие основные тенденции развития общества и меняющиеся вместе с ним, корректируют представления о личностных и профессиональных качествах руководителя ДОУ как современного управленца. От руководителя ДОУ требуется более высокий уровень профессиональной культуры, профессионально-педагогической компетентности, профессионально-управленческого мастерства, способности рационально использовать опыт в деле воспитания и обучения, т. е. владения в достаточной степени способами и формами управления педагогической деятельностью и отношениями. Успех профессионально-управленческой деятельности во многом зависит от умения и способности руководителя  ДОУ в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения. Поэтому тема работы актуальна.

Актуальность данной темы для  ДОУ состоит в том, что данная  работа поможет руководству, понять роль руководителя  в разработке нормативно-правовой документации данного образовательного учреждения, чем повысить эффективность деятельности данного образовательного учреждения.

Исходя из актуальности рассмотренной проблемы, была сформулирована тема работы: «Роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения».

Объект исследования – нормативно-правовая документация дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – особенности разработки и организации исполнения нормативно-правовой документации  образовательного учреждения в процессе управления.

Цельисследования – изучить роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить  специфику  управления ДОУ;

- определить  понятие нормативно-правовой документации;

- рассмотреть  значение разработки и исполнения  нормативно-правовой документации  в процессе управления ДОУ;

- провести  анализ разработки и исполнения  нормативно-правовой документации руководителем МБДОУДС №110;

- разработать  рекомендации  руководителю МБДОУДС  №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.

Теоретической основой исследования стали работы по педагогическому менеджменту таких авторов как Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова, Л.С. Маркова, С.М.Вишнякова и других; а так же  работы,  посвященные делопроизводству ДОУ  и нормативно – правовому обеспечению образования таких авторов как М.Ю. Федорова,  В.Ф. Янковая и других.

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и анализ литературных источников, обобщение научного и методического опыта по проблеме); эмпирические (наблюдение, анализ документов и обобщение полученных результатов).

Новизна исследования. На основе данных исследований были разработаны рекомендации руководителю образовательного учреждения по организации работы поразработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения в целях повышения роли руководителя в процессе управления персоналом.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе МБДОУ ДС №110,  а так же других дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

    1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ

 

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом  "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной  и иной деятельности.

Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная развивающая система, которая требует грамотного управления.

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

В современных условиях особая роль уделяется управленческомумастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента.

 Менеджмент  – особый вид деятельности, специфический  характер которой связан с  выполнением управленческих действий  – функций управления[8, с. 9].

Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем[17, с. 90]:«Управлять, - писал он, - значит предвидеть, планировать, организовывать,распоряжаться, координировать и контролировать». Следует отметить, что особая отрасль менеджмента – педагогический менеджмент имеет свою специфику и свойственные только ему закономерности.

Рассмотрим подходы, обозначенные в литературных источниках к управлению ДОУ.

Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова считают управление целенаправленной деятельностью всех субъектов, обеспечивающей становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения [6].

Л.С. Маркова определяет управление как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей развития школы [16].

Итак, мы принимаем за основу следующее определение: управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности.

Управлять деятельностью ДОУ значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать технологии, востребованные современной образовательной практикой.

В современной управленческой науке под системой принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем). Следует подчеркнуть, что элементы должны быть взаимосвязаны, например, нельзя построить эффективную систему стимулирования, не построив эффективную систему критериев для оценки выполнения работы. В целом, в любой управленческой системе можно выделить следующие элементы: субъекты управления (кто управляет), объекты управления (кем управляют) и совокупность методов (инструментов), с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Ключевыми элементами системы управления персоналом являются:

Субъекты - руководители различного уровня;

Процессы - технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед компанией;

Объекты - сотрудники компании (персонал).

Система управления персоналом - это набор методов, процедур и приемов, реализуя и совершенствуя которые организация обеспечивает себя персоналом требуемого уровня и воздействует на его поведение для достижения организационных целей. Основная цель управления персоналом - обеспечение текущей и перспективной деятельности компании эффективно работающим персоналом в требуемом количестве.

Задачи управления персоналом:

- Административно-учетная  поддержка.

- Кадровое  планирование и подбор персонала.

- Разработка  систем оплаты труда и дополнительные  льготы.

- Обучение  и развитие персонала.

- Аттестация  и оценка персонала.

- Формирование  благоприятного климата в организации.

- Стратегическое  управление и развитие организации.

Система управления персоналом может включать:

- планирование  организационной структуры управления, штатного расписания и кадровой  политики;

- подбор  персонала на вакантные должности;

- ведение  административного документооборота  по персоналу;

- аттестацию  персонала;

- развитие  персонала;

- учет  трудовых отношений;

- учет  условий труда;

- мотивацию персонала;

- правовое  обеспечение;

- информационное  обеспечение и многое другое.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в управленческой практике отсутствовало. Однако сегодня многие современные руководители сходятся во мнении, что любая проблема предприятия - это проблема управления человеческими ресурсами.

Рассмотрим элементы системы управления персоналом в ДОУ.

1.Субъекты - руководители различного уровня.

  • А.М.Омаров считает, что руководитель - это «лицо, наделенное полномочиями принимать решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность».  Руководитель - это «лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных», - считает С.М.Вишнякова». [10, с.17]

  • Современный руководитель - это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед ДОУ задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Современный руководитель - это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Современный руководитель - это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь трудности. Современный руководитель - это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов.

  • Информация о работе Эффективность руководителя ДОУ