Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

2. Упражнение: многократно  повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится  различными способами, активизирует  дошкольников к обучению, к выбору  правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется  крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным  образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных  методов: помогает более осознанному  изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать  скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо  не только показать рассказ, но  и разъяснять, как и почему  следует поступить в той или  иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять  уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить [25; 34].

Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной,                  Л.Ф. Островской в старшей группе содержание культуры поведения следует обогащать по следующим направлениям. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что проблемой формирования представлений о поведенческой культуре  у детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения является беседа, так как в процессе беседы взрослый не навязывает свою точку зрения, а побуждает детей к размышлению, высказыванию собственного мнения. Дети в ходе беседы делают правильные умозаключения, опираясь на собственный опыт и на опыт других детей или взрослых.

 

 

1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста

 

По утверждению И.Н. Курочкиной  в содержании поведенческой культуры дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

- культура деятельности; 

- культура общения;

- культурно-гигиенические навыки и привычки [12; 15].

         Е.А. Алябьева считает, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются [1; 36].

С.В. Петерина подчеркивает, что поведение детей старшего  дошкольного возраста убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении [20; 21].

          По утверждению С.В. Петериной у детей старшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать: дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений [20; 24].

Е.В. Субботский отмечал, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности [30; 23].

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки [30; 23].

         Существуют группы методов формирования культуры поведения  детей старшего дошкольного возраста. В.Г. Нечаева выделяет, такие как:

          1. организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

          2. формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

          И к первой, и ко второй группе В.Г. Нечаева относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание [7; 42].

Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста:

- формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;

- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

- познакомить с правилами культуры поведения;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

- научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при всём этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей [14; 33].

По мнению И.Н. Курочкиной культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа:

- сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах;

- также (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и этическую основу [11; 46].

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:

1. знание этикетного правила;

2. понимание его разумности  и необходимости;

3. умение применять его  прагматически;

4. эмоциональное переживание  от его выполнения [11; 46].

Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне [11; 48].

По мнению Т.О. Пономаренко, в старшем  дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [26; 22].

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова рассматривали возраст 5-7 лет как переход от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя [9; 46].

Н.Л. Кряжева считает, что особенностями культуры поведения детей в старшем дошкольном возрасте являются следующие:

        - у детей складываются первые моральные суждения и оценки;  

         -    первоначальное понимание общественного смысла этической нормы;

        - возрастает действенность культуры поведения;

         - поведение ребенка начинает опосредоваться этической нормой [10; 53].

          Этические нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит [10; 54].

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение поведенческих норм товарищами и ошибается в отношении себя. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке [10; 54].

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смысл образующую функцию.

Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму [9; 70].

Правильное формирование поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективным только тогда, если будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста. Понимание детьми смысла требований и правил поведения, последовательно сформирована культура общения детей, соблюдение этических норм, подчинение требованиям взрослого.

 

 

1.3. Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

 

По мнению Е.А. Алябьевой, работа по культуре поведения старших дошкольников должна носить системный характер,  а процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения.

          Эффективным методом воспитательной работы с дошкольниками является этическая беседа. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений [1; 32].

В культуре поведения детей старшего дошкольного возраста продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на воспитание нравственных убеждений, суждений, оценок и понятий. К этой группе относятся этические беседы. Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания [1; 33].

Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве [20; 22].

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на само регуляцию его поведения ещё не велико, но в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии оценивать своё поведение. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи»,              «Я дома» и другие [6; 42].

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре