Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Курсовая работа

 

 

 Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

                                                                                      Шкляева Н.М., к.п.н., доцент

Выполнил: студент 2 курса

«ПиМДО»

Арасланова Гульнара Рафаиловна

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6

1.2  Особенности формирования  поведенческой культуры у детей  старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10

1.3  Особенности использования  этических бесед в процессе  формирования представлений детей  старшего дошкольного возраста  о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15

Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20

Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21

2.1 Выявление исходного  уровня формирования поведенческой  культуры у детей старшего  дошкольного возраста……………………………………………21

2.2 Система работы по  формированию поведенческой культуры  детей старшего дошкольного возраста  методом этических бесед………………………………...26

2.3 Описание и анализ  контрольного этапа эксперимента  по проблеме формирования поведенческой  культуры детей старшего дошкольного  возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30

Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы...……...………………………………………………………..37

Приложение

 

Введение

 

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.

Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [8].

         В процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали.

         Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений.

         Одним из эффективных методов формирования культуры поведения являются этические беседы.

          Проблеме этических бесед большое внимание уделяли современные педагоги и психологи, отечественные и зарубежные авторы: С.Г. Якобсон,                       Е.В. Субботский, Ж. Пиаже, О.С. Богдановой, А.М. Архангельский,                   Л. Кольберг и другие, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Они исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах.

          Этическая беседа является эффективным  средством воспитания поведенческой культуры у детей, помогающая детям освоить нормы и правила культурного поведения. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания.

         На наш взгляд, основной целью, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и другое.

Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности.

Отсюда возникают противоречия:

         1. между необходимостью воспитания культуры поведения в современном обществе и  недостаточным вниманием к воспитанию культуры поведения в дошкольном образовательном учреждении;

         2.   между достаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения в теории дошкольной педагогики и отсутствием системы работы по воспитанию культуры поведения в практике работы с детьми.

Проблема исследования - каковы возможности использования этических бесед как метода формирования представления культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста?

Цель данной работы: изучить возможности использования этических бесед как метода формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста  о поведенческой культуре.

Объект исследования -  процесс формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – этические беседы как метод формирования представлений о поведенческой культуре детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что если использовать этические беседы систематически, то уровень поведенческой культуры повысится.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста  о поведенческой культуре.

2. Разработать  систему по формированию  поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста.

3. Сформулировать методические рекомендации по использованию этических бесед как метода формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре.

Методы исследования: наблюдение, игра, беседа, эксперимент, теоретическая основа и база исследования.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с. Чур Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.

Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этической беседы как методу формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

 

Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Область морального сознания является традиционной сферой интересов отечественных и зарубежных авторов: Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон,                       Е.В. Субботский, Л. Кольберг и другие [5; 30].

Вопросам воспитания культуры поведения большое внимание уделяли многие современные педагоги и психологи. Как показали исследования         О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.

В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения [5; 34].

Такие учёные, как Л.В. Куцакова, В.И Петрова, С.Т. Стульник,                Л. Г. Одинцова, в своих работах подчеркивают важность воспитания культуры поведения [23; 26].

По мнению Руссковой Л.В. воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. [27; 42]

По определению Т.И. Бабаева культура поведения - это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [8; 49].

По мнению И.Н. Курочкиной культуру поведения можно рассматривать, как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [11; 24].

Исследования Т.И. Бабаевой, И.Н. Курочкиной показали, что выполнение правил культурного поведения дети старшего дошкольного возраста начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку. У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их             содержания [11; 95].

В.И. Логинова, М.А.  Саморукова отмечали, что в старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим [14; 43].

 В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф. Островская называют следующие  методы воспитания культуры поведения  у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций [14; 15].

Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют этические беседы как наиболее эффективный метод воспитания культуры поведения у детей [6; 91].

По мнению Л.Р. Болотиной, Т.С. Комаровой, С.П. Баранова, главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и       окружающим [5; 23].

Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: культура поведения – это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими [8; 54].

Л.Ф. Островская считает, что культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [18; 22].

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их [18; 23].

И.П. Подласый выделяет основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается  определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре