Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с родителями

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 20.49 Кб (Скачать файл)

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание в  дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться  в окружающей действительности, правильно  понимать её, бережно относиться к  ней. Данная тема мне интересна и  для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту  родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая  осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с родителями

За годы работы была создана  целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных  экологических представлений о  природе, о связях живых организмов  с окружающей средой и друг  с другом

- развитие положительных  нравственных качеств, побуждающих  детей к соблюдению норм поведения  в природе, обществе

-формирование познавательных, практических и творческих умений  экологического характера, навыков  природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей  экологических знаний, приобщение  их к вопросам экологического  воспитания детей в семье

Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В моей групповой комнате размещен уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Минимальный состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). Оформлен календарь за объектами и явлениями природы - календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С. Н. Николаевой.

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря  каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность  выращивать в течение всего года лук, а весной вместе со мной высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего  дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В своей работе я использую  разнообразные формы образовательной  деятельности – одной из которой  является наблюдения. Природа –  это первый эстетический воспитатель  ребенка. Наблюдая природу, ребенок  научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение – это  познавательная деятельность, требующая  от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно  непродолжительно. В зависимости  от количества детей, участвующих в  наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: я задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск  информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно  реагирую на каждое сообщение. И самое  главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает  в них наблюдательность, стойкий  интерес к природе, формируют  отчетливые конкретные представления  о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Все результаты наблюдений я с детьми фиксирую в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.

В процессе экологического воспитания организую прогулки. Структурным  компонентом прогулки являются:

- разнообразные наблюдения

-дидактические задания

-трудовые действия самих  детей

-подвижные игры и игровые  упражнения.

Для того чтобы с пользой  провести прогулки я разработала  перспективный план наблюдений на прогулках. В нём я определила объект наблюдения, цели и задачи поставленные перед  детьми и педагогом, методы и приёмы, которые используются в процессе наблюдений. Наблюдения разделила на 2 основных блоках:

Живая природа

Неживая природа

Живая природа - деревья, кустарники, цветы, насекомые и т. д.

Неживая природа-состояние  погоды, различные природные явления: снег, дождь.

Время наблюдений распределила по месяцам года и в соответствии с этим меняю цели, методы, приёмы наблюдений.

Например: Зимой использую  различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры  воздуха, на улице холодно, сильный  мороз. На прогулке предложила детям  на короткое время снять варежки  и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и  взрослые.

В начале весны обращаю  внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали  за солнечным лучом (солнечным зайчиком) организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее  наблюдение стараюсь связывать с  последующим.

Во время прогулки организую  и в увлекательной форме провожу  подвижные игры в соответствии с  сезоном года.

Чтобы дети знали названия растений, умели определять родовые, видовые понятия (однолетние, многолетние, необходимы различные методы работы. Для этого я разработала определённые маршруты походов и экскурсий, определила объекты для изучения в природе. В каждую прогулку включаю наблюдения, за каким либо объектом.

Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь  я использую индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться  посадка растений. Я предоставляю детям возможность выбора. Посильные  трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды  и т. д.

Задачи по экологическому воспитанию решаю проводя занятия  по экологии.

Проводимые занятия с  детьми объединены логической последовательностью  и проводятся в разных формах: в  утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности наблюдения и игры и т. д.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь  с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки  природы" и работы у них получаются намного лучше. Провожу развлечения  на экологическую тематику «Праздник  леса», «Путешествие по лесным тропинкам», которые оказывают сильнейшее воздействии  на эмоциональную сферу личности ребенка.

Не только в моей группе создана экологизированна среда, но и так же создана экологизированна среда дошкольного учреждения в целом. В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашей области, а также иллюстрации на которых изображены правила поведения в природе.

На территории детского сада установлен «птичий столб», который  круглый год привлекает пернатых и позволяет мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой  в его кормушку кладём корм, летом  в водопойный желобок наливаем воды. В любое время года птицы могут  воспользоваться домиком, установленном  на его верхушке.

Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный  перед фасадом детского сада, с  подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует кружок «Юный  эколог», который я организовала и провожу со своими детьми. В  кружке дети овладевают навыками экспериментально – поисковой работы, с помощью  которой проникают в тайны  природы.

В работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину  мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем  куклу на прогулку», «Одуванчик»  сделанные своими руками помогают в  ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные  игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее? »; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит? »; «Это кто к нам пришел? » развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Изо дня в день учу детей  видеть прекрасное в природе, слышать  в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов  детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В  своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство  мира природы. Необычные и разнообразные  работы воспитанников украшают помещения  детского сада.

Воспитанники моей группы - активные участники районных и  городских экологических конкурсов.

Работая с детьми учу каждого  ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Я использую как традиционные, так и инновационные формы  взаимодействия с семьями воспитанников.

Планирую и провожу  беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к  животным, к природе, посоветоваться, какие для этого надо иметь  книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п., различные  диафильмы.

Очень важно привлечь родителей  к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях и т. д. Я заранее вывешиваю  яркое, красочное сообщение о  проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового  материала. Участие каждой семьи  не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными  письмами.

Провожу родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание  у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите  цветы, не рвите! », «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь». В помощь родителям  выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».

Данный опыт работы я считаю поисково-изобретательским, так как  в нём предлагаются новые сочетания  известных педагогических методов  и приёмов. Он построен на следующих  принципах:

- принцип занимательности:  учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнить предъявлённые требования и стремление к достижению конечного результата;

- принцип новизны: позволяет  опираться на непроизвольное  внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной  системы задач, максимально активизируя  познавательную сферу дошкольников;

- принцип полезности : получение не только положительного результата (с точки зрения психофизического и интеллектуального развития, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни;

- принцип сотрудничества: создание в ходе совместной  деятельности атмосферы доброжелательности, отношение к ребёнку как личности, ориентация на его интересы, эмоциональную  и мотивационную сферу;

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста необходимо строить  на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует  дать знания о природе, формировать  трудовые умения и навыки, воспитывать  эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и  умножить ее богатства. Знания о природе  должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость  роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое  воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:

- наличия базы, создании  обстановки, условий для работы  по экологическому воспитанию;

- использования самых  разнообразных форм работы в  решении задач, экологического  воспитания;

- работы с родителями, так как без участия родителей  невозможно заложить фундамент  экологической культуры у детей. 

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе  всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

Информация о работе Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста