Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

          Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова: 
                                          Петя ловко ловит рыбу,

                                          Может плотик смастерить. 
                                          Только «здравствуй» и «спасибо»

                                           Не умеет говорить!

          - Чему Петя научился?

          - Чему Петя должен учиться?

          Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, 
но и уметь их говорить, когда это необходимо.

          В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

 

          Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет). 
          Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения. 
          У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам 
известны. Один из них мы сейчас узнаем. 
          Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек. — Я все знаю». 
          - Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте». 

          Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет). 
          Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой. 
          Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение). 
          Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

          - Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

          - Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

          - Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в 
глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет 
волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим 
голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит 
детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал 
пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

          В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

 

          Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет). 
          Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого 
обращения. 
          Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

           Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название. 
                                       Маша знала слов немало,

                                      Но одно из них пропало,

                                      И оно-то, как на грех,

                                      Говорится чаще всех.

                                       Это слово ходит следом

                                       За подарком, за обедом,  
                                       Это слово говорят,

                                       Если вас благодарят.

                                       И по целым дням ей мама, 
                                       Про него твердит упрямо:

                                       Почему такой пустяк

                                       Не запомнишь ты никак? 
                                       Но молчит она, как рыба, 
                                       Вместо каждого... (спасибо)

          - Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

          Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но 
не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, 
чтобы научить своих детей вежливости.

          Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

          Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».

         - Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные...)

          Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

          В свободное время организовать игру «Город вежливых».

 
          Занятие  № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет). 
          Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном. 
          Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

          А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

           Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети! 
          Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?  
          Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал? 
          Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать. 
          Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!  
          Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло! 
          Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?  
          Мальвина. Очень хорошо, Буратино. 
          Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

          - Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

          - Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все 
лучше.)

          - Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот 
вопрос можно найти в стихотворении.

          Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити: 
                                        Встретил Витю я, соседа

                                      Встреча грустная была:

                                        На меня он, как торпеда

                                        Налетел из-за угла!

          Что Витя должен был сказать соседу? 
          Но — представьте — зря от Вити Ждал я слова... (извините).

          Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

          А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

                                         Мама сильно рассердилась,

                                        Без меня пошла в кино.

                                         Жалко мне, что так случилось,

                                         Но не плачу все равно.

                                         Я за шалости наказан,

                                         Справедливо, может быть,

                                         Только я прощенья сразу

                                         Не решился попросить.

                                         А теперь сказал бы маме:

                                        «Ну прости в последний раз!»

                                         Я не плачу, слезы сами,

                                        Сами катятся из глаз.

          - Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

          - О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

           Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится 
тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».

 

          Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет).  
          Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. 
          Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения         Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

          Воспитание, что это? — спросила мартышка.

          Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну 
вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

          Спелый банан? — уточнила мартышка.

          Очень спелый, — кивнула бабушка.

          Съем! — сказала мартышка.

          Бабушка неодобрительно покачала головой.

          Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем! 
— Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка.

          Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная 
мартышка сначала предложит банан товарищу!

          А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.

          Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

          Нет! Воспитанной быть не интересно! — сказала мартышка.

          А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула 
его мартышке: — Попробуй!

          — Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной? 
          Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

          Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы 
съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит 
слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка.

          Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

          Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю.

          Вопросы по прочитанному произведению:

          - Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо де 
литься бананом.)

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре