Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

 Названные темы могут  быть конкретизированы и дополнены  в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем, и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без этого нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также систематизировать и обобщать представления о нравственности, которые приобрели дети в предыдущих группах [6; 42].

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия [6; 43].

В формировании этических представлений и гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные.

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и так далее. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи [9; 23].

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения [9; 23].

Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и другое.

 Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:

            1. научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий;

2. дать представление о моральной стороне человеческих отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и других видов искусства;

3. способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

           4. формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм;

5. учить соблюдать правила поведения [14; 55].

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы [14; 55].

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни воспитатель должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости и т. д.) [14; 55].

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям [14; 56].

          От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает детей к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации.

          Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, то есть направляли на решение нравственно-этической проблемы. Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и      переживания [14; 42].

С целью формирования у дошкольников культуры поведения,               С.В. Петерина предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы [21; 115].

При использовании этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре необходимо учитывать особенности такие, как опора на собственный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А также дети должны высказывать свои суждения и выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения  знаний о поведенческой культуре беседа не должна  носить назидательный характер.

 

 

 

 

Вывод по первой главе

 

Анализ изученной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что проблемой формирования представлений о поведенческой культуре  у детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения является беседа, так как в процессе беседы взрослый не навязывает свою точку зрения, а побуждает детей к размышлению, высказыванию собственного мнения. Дети в ходе беседы делают правильные умозаключения, опираясь на собственный опыт и на опыт других детей или взрослых.

Правильное формирование поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным только тогда, если будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста, понимание детьми смысла требований и правил поведения, последовательно сформирована культура общения детей, соблюдение этических норм, подчинение требованиям взрослого, а также развитие морального сознания.

При использовании этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре необходимо учитывать особенности такие, как опора на собственный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А также дети должны высказывать свои суждения и выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения  знаний о поведенческой культуре беседа не должна  носить назидательный характер.

 

 

 

 

Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед

2.1. Выявление исходного  уровня формирования поведенческой  культуры у детей старшего  дошкольного возраста

 

Исследование было  проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад с. Чур                  Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.

В исследовании проводилась работа с детьми в возрасте 5-6 лет, участвовало 10 детей старшей группы.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление исходного уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Провести наблюдение за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  2. Провести беседы с детьми.
  3. Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

С детьми проводилась следующая работа:

          1. Наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками.

         Наблюдая за детьми данной группы можно утверждать, что культурно - гигиенические навыки не сформированы у меньшей половины детей. Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. В данной группе дети приучены мыть руки перед едой, а после посещения туалета нет, правильно пользуются полотенцем. Дети часто отнимают друг у друга игрушки, предметы гигиены, часто не уступают друг другу место, посмеиваются над недостатками своих сверстников, поэтому дети часто конфликтуют. Следует также отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.

          Во время занятий наблюдение за культурой деятельности в играх, во время выполнения трудовых поручений дети готовят к занятию необходимое оборудование, убирают рабочее место после занятия. Однако большинство детей делают это неохотно, подчиняясь требованию воспитателя, лишь некоторые дети с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.

          2. Беседа с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести себя в общественных местах, за столом. То есть дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.

          3. Используя методические рекомендации ряда авторов: И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и других, нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста [11, 20, 32].

Низкий уровень – ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует привычка доводить начатое дело до конца; он не всегда бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.

Средний уровень – дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельности.

Высокий уровень – ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. Ребенок в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.

При оценке уровня сформированности культурного поведения мы обращали внимание на следующие критерии:

          1.Выявляя уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, мы обращали внимание на то, опрятно ли дети одеты, моют ли руки и делают это самостоятельно или по напоминанию воспитателя. Наблюдали, бережно ли дети относятся к книгам, вещам, игрушкам.

          2.При определении уровня культуры общения мы наблюдали, как ребенок ведет себя во время разговора, какие формы обращения использует, умеет ли слушать собеседника.

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре