Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников.docx

— 671.29 Кб (Скачать файл)

Команде “Березка”.

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).

V. Конкурс “Животный мир  леса”

Ведущий. Все - все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без

Чудных, нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных  частей картинки собрать портрет  редкого животного (по 1 человеку от команды)

Команды в это время  составляют из предложенных букв названия животных.

Болельщики в это время  показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.

Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.

(Исполняют девочки в  пестрых сарафанчиках с лукошками  в руках)

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам  расскажет,

Вспомнит, как подстерег  он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (Выходит и  садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).

Лес не только для нашей  забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в  три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке  просторной,

Дядя Вася гостям своим  рад.

Ведущий. Так весело в  густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

Записать 5 зимующих птиц.

VII. Конкурс “А знаете  ли вы, что..?”

Каждая команда готовит  интересные сообщения о природе  из жизни животных

Команда “Елочка”

1) Знаете ли вы, что  самый сильный из насекомых  жук-носорог (картинка жука) сам  весом 14г. может тащить груз  в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что  сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну  хлеба?

3) А знаете ли вы, что  1 Га леса за день поглощает  250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.

Команде “Березка”

1) А знаете ли вы, что  первыми весной появляются бабочки,  божьи коровки, пчелы, муравьи,  сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из  своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что  пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что  летучая мышь съедает за ночь  до 200 малярийных комаров и этим  спасает людей?

VIII. Совместное выступление  команд “Берегите природу”

1) Дерево, цветок, трава и  птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся  одни.

2) Нор звериных, птичьего  гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким  зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3) Природа гибнет и  просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)

4) В 1974 году создана  Красная книга и у нас в  стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

5) Охраняется Красною  книгой 

Столько редких животных и  птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

6) Чтоб пустыни нагрянуть  не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных  в Красную книгу нашей страны)

7) И тревога за жизнь  неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть  красоты.

8) Так скорее над звездную синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и  рас!

 

Приложение № 4

«В гости к зиме» (урок-экскурсия)

Цели урока: Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Лопатки, линейки, карточки-названия привалов, рисунки «Следы на снегу», лупа для рассматривания снежинок.

Ход урока

I.  Организационный момент

- Добрый день, мои юные  друзья! Приглашаю вас в гости  к очень красивому времени  года, а какое это время года, вы скажите сами.

Все кругом бело-синее, Все  в тонком кружеве теней. Алее укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней. (Зима.)

- Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем лесу? (Ответы детей.)

- Правильно. В лесу  нельзя шуметь — птицы разлетятся и мы их не увидим. Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.

- А сейчас — в путь!

II.  Первый привал «Неживая природа зимой»

- Как вы думаете, когда  наступает зима? По каким признакам  мы узнаем приход зимы? (Ответы детей.)

По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом  зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко  поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает  каждый год в разные сроки. Первые морозы — это еще не зима. Заморозки  сменяются теплом, снег падает и  тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

- Посмотрите вокруг. Что  лежит на земле, ветках деревьев  и кустарников? (Снег.)

- Что такое снег? Из  чего он состоит? (Ответы детей.)

Правильно, снег — это  множество красивых снежинок. А что  это такое, нам расскажет наша одноклассница.

Рассказ ученицы:

Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землей, где  царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики  крохотных размеров. Кристаллики - это  еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Вы, наверное, замечали, что  снег, выпавший на землю, сначала  пушистый, рыхлый, потому что снежинки  ложатся не плотно друг к  другу.

По возможности предложите ребятам рассмотреть снежинки под  лупой.

- Что вы можете сказать  о снежном покрове в настоящее  время? (Дети рассматривают снег, разгребают его и на основе своих наблюдений дают ответы.)

- Правильно, снег в  настоящее время плотный, очень  сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.

- А где снега больше? На открытой местности или  под деревьями? 
Проводится практическая работа по измерению глубины снега.

– Какую роль выполняет  снег для растений? (Ответы детей.)

– Правильно, снег для травянистых растений — теплое пуховое одеяло. 
Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.

 

III. Привал «Секреты животного мира»

- Оказывается снег не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности 
всегда остается голова и спина с густой шерстью.

- Как встречают зиму  другие животные? (Ответы детей.)

- Лесные мыши и мыши-полевки  живут под снегом, они роют  себе ходы и свободно передвигаются.  Мы с вами не можем услышать  их, но ласки и лисицы очень  хорошо слышат шуршание мышей  и охотятся на них.

- А еще хотелось бы  услышать рассказ о птицах, которые  в снегу делают себе убежища.

Рассказ ученика:

Рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20-30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище.

Такие ночевки устраивают себе и большие синицы.

- Как вы думаете, можно  ли увидеть зимой насекомых?  (Ответы детей.)

- Оказывается можно!

Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температура воздуха не ниже —10°.

Если внимательно приглядеться к старой лыжне, то можно увидеть, что она шевелится словно живая. Оказывается, по снегу передвигаются  тысячи «снежных блошек».

  • Посмотрите, а вот и хозяйка зимнего леса - белка. Расскажите, как она 
    живет зимой? (Ответы детей.)
  • Давайте внимательно посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите? (Ответы детей.)

- Следы каких животных вам знакомы? (Дети называют следы птиц, белки.)

Можно показать следы зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка, нарисованные на специальных карточках.

Почерк белки разобрать  легко и просто. Она короткими  передними лапками обопрется — длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький - две точки отпечатаны. А от задних след как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.

Лисий следок похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.

Волчий след тоже похож  на след собаки, но большой. Разница - та же, лапа у волка сжата в комок.

У мышей почерк мелкий, но тоже простой. Вылезая из-под  снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.

Птичий почерк. Вот след сороки — от трех передних пальцев  крестики на снегу, сзади от четвертого — прямая черточка.

Зная следы  животных, без особого труда можно  узнать, кто побывал на этой зимней поляне.

- Особый разговор  у нас будет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц  самое страшное зимой? (Ответы детей.)

- Страшнее голода для  птиц ничего нет. Ведь сытой  птице не страшен мороз. И птиц греют их перья — их бывает несколько слоев.

- Посмотрите на рябину. Кого вы увидели? (Снегирей.)

- Правильно, это снегири.  Кто может рассказать о них? (Рассказы детей.)

- Еще любитель полакомиться  ягодами рябины — свиристель. Послушайте рассказ об этой  птице, а может нам посчастливится  ее увидеть.

Рассказ ученика

Свиристели прилетают  к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.

- Каких птиц еще можно  встретить зимой? (Ответы детей.)

- Птицы нуждаются в  нашей помощи. Как мы можем  помочь птицам? 
(Ответы детей.)

- Давайте повесим кормушки  для птиц, которые сегодня принесли  и на 
сыпем корм. (Дети развешивают кормушки.)

- Сейчас мы сделали  доброе дело, но не забывайте  взять с собой корм 
для птиц, когда отправляетесь на лыжную прогулку с родителями.

IV. Привал «Игровой»

Выбрать небольшую поляну для зимних забав.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников