Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологическому воспитанию с целью отбора материала для организации внеклассной работы.
2. Выявить возможности расширения круга экологических знаний при организации учебной и внеклассной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Содержание экологического воспитания младших школьников 6
1.2 Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников 8
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 15
2.1 Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 15
2.2 Методы и приемы формирования экологического опыта у младших школьников 17
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа «экологическое воспитание младших школьников во .doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств [22, 2].

Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках и во внеклассной работе, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» [19, 10].

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Цель исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.

Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: экологическое воспитание младших школьников

Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования экологического сознания учащихся начальной школы будет осуществляться более успешно, если экологическое воспитание учащихся будет осуществляться посредством включения их в разнообразные формы учебной и внеклассной экологической деятельности.

Были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологическому воспитанию с целью отбора материала для организации внеклассной работы.

2. Выявить возможности  расширения круга экологических знаний при организации учебной и внеклассной работы.

3. Подобрать материал для организации учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию.

Решение вышеперечисленных задач потребовало применения различных методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа,  педагогический эксперимент.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Содержание экологического воспитания младших школьников

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности. Теоретическая база экологического воспитания  основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Правильно  используя  различные  методы воспитания,  учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.

 Если формирование экологического сознания идет на уроке, то  нормы  экологического  поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы.  При этом человек рассматривается как часть природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [20, с.67].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

   Условием такого  обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

   Критерием сформированности  ответственного отношения к окружающей  среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

  1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  2. воспитательных -  формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;
  3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:  интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). [11, c.35]

В процессе развития  экологической культуры младшего школьника можно выделить три этапа, совпадающих с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры  личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил  экологически обоснованного взаимодействия  с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого показателей, и формы их проявления.

Младший школьный возраст – этап формирования основ  нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения  потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Показатели сформированности экологической культуры ребенка  на первой ступени начальной школы:

- ребенок проявляет интерес  к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций  хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально регулирует при встрече с прекрасным  и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.);

- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулки в сад, лес и др.;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среды.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается  со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворения потребности  в значениях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками  ребенка их анализировать;

- участием в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе, завершающем период младшего возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей  среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- соблюдение правил поведения  в окружающей среде вошло в привычку;

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе