Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников.docx

— 671.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Результаты  изучения исходного уровня экологического  воспитания младших школьников

Для подтверждения теоретических  аспектов проблемы было проведено констатирующее исследование уровня экологической  культуры младших школьников.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1.Подобрать методику исследования  экологического развития младших  школьников.

2.Провести исследование  уровня экологического развития  младших школьников.

3. Подобрать наиболее  интересные формы и методы  работы как средство экологического  воспитания младших школьников.

Эксперимент проводился в  естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять  задания.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

Детям были предложены вопросы  анкеты. В анкетировании приняло участие  25  учеников 2 класса. 

Анкета

  1. Что такое природа?
  2. Что природа дает человеку?
  3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
  4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
  5. Какие насекомые появляются весной первыми?
  6. Что такое «фотоохота»?
  7. Назовите  лекарственные растения.
  8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?
  9. Как человек разрушает природу?
  10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Вывод: анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что дети обладают экологической воспитанностью. Данные полученные в ходе анкетирования, представляются в графиках и диаграммах (Приложение № 1 , Диаграмма №1-10).

Как видно из графика учащиеся не имеют полного представления  на вопрос «Что такое природа» (Диаграмма  №1). Среди компонентов природы  учащиеся называли растения, животных, человека; в то же время не были названы  почва, воздух и вода.

Ответы на вопрос «Что природа  дает человеку?» (Диаграмма №2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые  называют птицу, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (Диаграмма №3) говорят  нам о недостаточной осведомленности  учащихся об охраняемых растениях своей  местности. Среди ответов следует  отметить большое количество неверных (например: одуванчик, подорожник и  другие.) 60% учащихся вовсе не дали ответа на поставленный вопрос.

В вопросе «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» (Диаграмма № 4)  выяснилось, что дети не имеют представления об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, лось, в то же время не дали полных и точных ответов.

Как показывают результаты анкетирования (Диаграмма № 5) дети не смогли ответить на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?», так как целенаправленные наблюдения под руководством учителя ими не проводились.

Приведенные данные (Диаграмма  №6) говорят о том, что большинство  учащихся не знают, что существует в  природе безопасный вид охоты  – «фотоохота». 

На вопрос «Назовите лекарственные  растения» (Диаграмма № 7) большая  часть детей не дала никакого ответа, некоторые вспомнили про одуванчик, малая доля знает про мать-и-мачеху, липу и зверобой, но все же полного ответа не дал никто.

Из графика (Диаграмма  №8) видно, что большинство учащихся оценивают состояние природы  как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его  неудовлетворительным. Это связано  с ухудшением экологической обстановки и с большой информативностью школьников об экологических проблемах.

Учащиеся недостаточно полно  осознают пагубное влияние человека на природу. Это видно из графика (Диаграмма №9).

Из графика (Диаграмма  № 10)  видно, что не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев. Дети любуются природой,  не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.

Можно сказать, что представление  учащихся о бережном отношении к  природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы  и правилах поведения в природе  очень несовершенны, неглубоки и  имеются далеко не у всех учащихся. В связи с этим нами было сделано  предположение о том, что целенаправленная систематическая работа с использованием различных форм и методов по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у младших школьников бережного  отношения к природе.

 

2.2 Основные направления  формирующего эксперимента по  экологическому воспитанию младших  школьников

Задача формирующего эксперимента: разработать и подобрать различные  занятия и внеклассные мероприятия, направленные на развитие экологической  культуры в процессе изучения окружающего  мира.

Основными направлениями  работы эксперимента являлись:

  1. Поиск наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися, направленных на воспитание экологической культуры младших школьников.
  2. Организация занятий и внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.
  3. Проведение экологических занятий в процессе изучения окружающего мира.
  4. Проведение индивидуальной работы в процессе организации внеклассных мероприятий.
  5. Разработать тематику занятий по воспитанию экологической культуры для всех классов начальной школы.

Недели

Форма

проведения

Тема занятия

Методы и приёмы 

1неделя

Предметный урок

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие  

Путешествие по родной стране

(Приложение № 2)

 

 

 

 

Богата природа России

Рассказ учителя о  растительном и животном мире России.

Дидактическая игра «Условные знаки» (Приложение № 2)

 

Игра-петешествие «Природа России» (Приложение № 3)

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных?» (Приложение № 7)

2неделя

Урок-обобщение

 

 

Классный час

«Чем богат Самарский  край»

 

 

 «Берегите природу» 

(Приложение № 5)                                                                              

Чтение рассказов и  легенд о Самарской природе.

Работа с картой.

 

Постановка проблемной ситуации.

Решение экологических задач.

3неделя

 Урок-обобщение 

 

 

 

 

 

Турнир 

«Времена года».

 

 

 

 

 

 

«Великие сказочники» 

Доклад учащихся об изменении  жизни животных зимой.

Проект «Помощь лесным жителям» решение экологических  ситуаций.

 

Игра «Узнай народные сказки».

Рисунок «Сказочная обложка».

4неделя

Смешанный урок

 

 

 

 

 

Урок – экскурсия 

«Охраняемые животные и растения Самарской области»

 

 

«В гости к зиме»

(Приложение № 4) 

Беседа, рассказ учителя  «Красная книга» (Приложение № 8), доклад учащихся «Растения Самарской области, занесенные в Красную книгу» Приложение № 9) .

 

Устный журнал «Зимовье зверей».

Дидактическая игра «Угадай-ка»


Направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические  игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Для  знакомства учащихся начальных  классов с компонентами живой  и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой  занимательной форме: это ¾ праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Экскурсии, фенологические наблюдения способствуют развитию мышления, анализу  полученных результатов.

Большую роль в экологическом образовании  и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические  знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной  оценки происходящих в природе процессов  и явлений, для проведения собственных  исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному  для природы и собственного здоровья поведению.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают  свои первые впечатления. Ребенок впервые  сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным  полетом птицы и распускающейся веточкой.

 

 

2.3 Результаты  опытно-экспериментальной работы  по экологическому воспитанию  младших школьников

Формирующий эксперимент проводимый во 2 классе показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез.

Задачи контрольного эксперимента:

  1. Использовать ту же методику, что и в констатирующем эксперименте, для исследования  уровня развития младших школьников.
  2. Провести исследование уровня экологического развития до и после проделанной в формирующем эксперименте работы.
  3. Сделать вывод о результативности педагогической работы.

Эксперимент проводился в  естественных условиях для младших  школьников, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять  задания.

Детям были предложены вопросы  анкеты (см. гл. II. 2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов (Приложение №1, Диаграмма № 1-10 ).

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое природа?

Как видно из графика (Диаграмма №1), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Что природа дает человеку?», приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (Диаграмма №2).

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос: «Назовите  охраняемые растения нашей местности» (Диаграмма №3). Полученные ответы позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя школьниками, стали известны большинству школьников.

Как видно из графика (Диаграмма №4), на вопрос: «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» большинство учащихся назвали охраняемых животных.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Какие насекомые появляются весной первыми?», показывают результаты анкетирования (Диаграмма №5), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу. 

Приведенные данные говорят  о том, что многие учащиеся познакомились  на занятиях с безопасным видом охоты  в природе – фотоохотой (Диаграмма №6).

Как видно из графика, большинство  учащихся узнали достаточное число  видов лекарственных растений (об этом свидетельствуют графики и  диаграммы – Диаграмма №7).

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние  окружающей среды в вашей местности?» (Диаграмма №8) показывают, что у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

Приведенные ответы школьников на вопрос: «Как человек разрушает  природу?» свидетельствуют (Диаграмма №9), что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» (Диаграмма №10) доказывают что, большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.

Приведенные данные свидетельствуют  об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической  культуры. По результатам анкетирования  можно сделать вывод, что работа достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения  школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам  ее охраны.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников