Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников.docx

— 671.29 Кб (Скачать файл)

       - интерес  к природе;

       - знания  о природе и ее охране;

       - эстетические  и нравственные чувства к природе;

       - позитивная  деятельность в природе;

       - мотивы, определяющие поступки детей  в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической  культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических  проблем должно стать комплексное  экологическое воспитание, предусматривающее  постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической  культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства –  сравнительно короткому по времени  отрезку времени, который мудрецы  называли половиной жизни.

С позиции современных  исследований начальная школа –  важнейший этап в становлении  мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. [22; с.29-32]

Ребенок по своей природе  пытливый исследователь и открыватель  мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких  и трепетных звуках, если правильно  вести работу по воспитанию экологической  культуры. А такую возможность  представляют буквально все учебные  предметы. Дети, только пришедшие в  школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется  много бумаги.

Уроки гуманитарного цикла  дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации  словарной работы. Многие словарные  слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, береза, желудь). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том  или другом представителе природы, устанавливают природные связи  между объектами, обозначенными  этими словами.

Большими возможностями  для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям  об увлечениях природой В. Бианки, о  роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей  умение сравнивать состояние природы  в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего  мира, видеть отношение человека к  окружающему миру.

Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный  настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.

Большой эмоциональный всплеск  дают уроки изобразительного искусства  и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту  природы, но и изображать ее. При  этом не просто изображать лес или  речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».

Наиболее богатые возможности  по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с  тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.

Необходимо, чтобы дети учились  сопереживать, чтобы в них утвердилась  мысль, что вся планета – наш  дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с  окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и  животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.

Игра является одним из важнейших источников речевого и  умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей  экологической воспитанности. Экологическое  воспитание рассматривается как  разностороннее взаимодействие детей  – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует  начинать с раннего детства в  семье и школе. Педагогам и  родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное  отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного  возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может  стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего  мира.

Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов  – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его  содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение  человека к предметному миру, в  том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения  к природе, с другой – его результатом, знаменующим собой относительную  завершенность определенного этапа  экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения  к природе идет от развития уже  имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой  его ступени. [25; с.49]

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может  и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

Экологическое образование  должно решать следующие задачи:

  • формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.
  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. [17; с.3-10]

Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных  компонента:

1.Познавательный – это  понятия, которые характеризуют  человека, труд, природу и общество  в их взаимодействии.

2.Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3.Нормативный – этот  компонент обозначает овладение  нормами поведения в окружающей  природной среде.

4.Деятельностный – овладение  видами и способами общественно  – полезной практической деятельности  школьника, направленной на формирование  умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических  знаний и умений в начальных классах  с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

Таким образом, под экологическим  образованием понимают непрерывный  процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения  и деятельности, обеспечивающих ответственное  отношение к окружающей социально  – природной среде.

Экологическое образование  с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической  культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования  природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к  природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля  – вот главное в жизни.  

 

1.2 Методы и формы экологического воспитания

Экологическая культура складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися  в их различной деятельности.

В основу же экологического образования ложатся следующие  проблемы:   

 — защита неживой  природы и почв от загрязнения,  разрушения и истощения;

— сохранение многообразия видов организмов и целостности  их сообществ;

  • охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека;
  • преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования  является  теоретическое  освоение   школьниками   знаний   о   природе,   ее особенностях, деятельности в ней  человека,  об  экологических  проблемах  и путях их решения  в производстве, быту, в процессе отдыха.[16; с.24]

Б.Т. Лихачев методы и формы  экологического образования и  воспитания условно разделяет на несколько  групп. Это:  школьные  и  внешкольные  методы формирования сознания  и  развития  мышления,  научение  умениям и навыкам практически   направленной   деятельности,   развитие   нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.[19; с.20]

Каждая из форм организации  учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет  накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует  опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет  внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют  и корректируют сложившиеся у  школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции  учащихся, стремится сформировать у  них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие  самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление  противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения  с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к  проблемам, знакомству с реальными  местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель обращается к рассказу, который  позволяет представить научные  основы охраны природы в широких  и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций нравственного выбора, которые  обобщают опыт принятия решений, формируют  ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими  средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической  подготовки школьников к реальным экологическим  ситуациям выступают ролевые  игры. Они строятся с учетом специфических  целей предмета. Например, в 4 классе они проходят в форме заседания  КОАПП (детской радиопередачи "Комитет  охраны авторских прав природы"). [7; с.20-24]

Ряд методов имеет универсальное  значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические  явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей  и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как  к лично значимым.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников