Роль экскурсий в природу в экологическом воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1.Возможности воспитывающего и развивающего
обучения природоведению …………………………………………........6
2.Задачи и содержание курса природоведения………………………….
3.Экскурсия как форма ознакомления школьников с
окружающим миром …………………………………………………... 16

Заключение………….……………...…………………………………….27
Список использованной литературы………………………………….. 30

Вложенные файлы: 1 файл

естествоз.docx

— 178.28 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….  3

1.Возможности воспитывающего и развивающего

обучения природоведению …………………………………………........6

2.Задачи и содержание курса природоведения………………………….

3.Экскурсия как форма ознакомления школьников с

окружающим миром …………………………………………………... 16

 

Заключение………….……………...…………………………………….27

Список использованной литературы………………………………….. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Госстандарте общего образования (2004 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [27, 51]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга [108].

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания [108].

Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.

Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.

Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование компонентов экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир».

Целью данной курсовой работы является изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отношения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры  современных школьников. В работе рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

бъект исследования – процесс экологического воспитания младших школьников. 
 
Предмет исследования – пути формирования экологической культуры младших школьников. 
 
Цель: показать, что использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуации в экологическом воспитании учащихся.  
Объектом исследования является процесс формирования экологического образования и воспитания школьников. 
Предметом исследования – влияние  экологического образования на развитие экологической культуры младшего школьника. 
Цель исследования определение системы форм и методов организации образовательного процесса, способствующего развитию экологической культуры и экологического сознания учащихся на занятиях по экологии. 
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:  
предполагаем,…………….. 
Цель и задачи работы определили ее структуру: 
В главе 1 …………………………. 
В главе 2……………………………………………………... 
Исследование проводилось на базе …………………….в такой то школе…..

 

 

 

1. Возможности  воспитывающего и развивающего  обучения природоведению.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим – воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подрастающего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.

Все формы работы с детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение норм поведения. Задача учителя – вовремя заметить эти отрицательные черточки, а главное – предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие приемы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за выполняемую работу.

Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации познавательных процессов, направленных на осознанное, более быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они выявлению причинно-следственных связей, в раскрытии которых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление.

После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной территории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад – одно из примечательных осенних явлений в природе.

Итак, программа по природоведению предусматривает выявление простейших связей и взаимосвязей, доступных пониманию учащихся. В процессе установления связей создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей.

В дальнейшем изучение природы своего края распадается на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность – полезные ископаемые, погода – водоемы, погода – почвы и растительность, растительность – животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учитель руководствуется связями и зависимостями между положением пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами–важнейшее условие для формирования осознанных научных знаний при изучении данной темы.

В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как известно, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

Ценность урока заключается и в том, что на нем решаются воспитательные задачи. Одним из важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания в новых ситуациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, использовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены.

Итак, выше были изложены основные требования к развивающему и воспитывающему обучению на уроках природоведения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нужно серьезно готовиться к уроку, а самое главное – организовать самоанализ работы. Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над ними. Оказывается, такой самоанализ – дело очень сложное и не каждый учитель может ответить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему ученикам задан такой-то вопрос, почему они должны выполнить то или иное задание.

 

 

2. Задачи и содержание  курса природоведения в начальных  классах. 

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познавательных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.                     

Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала познавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.

В учебном процессе следует выделить основные познавательные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раздела программы или урока, и частные, решаемые на отдельных этапах урока:

1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно  быть объединено одной идеей (природоведческой  закономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года[2];

2) принципам усложнения  познавательных задач: усложнение учебного материала; повышение степени его обобщения; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.

Программой предусмотрено сообщение детям системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), перемещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к растениям и животным.

Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям неживой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.

Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное – научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.

Информация о работе Роль экскурсий в природу в экологическом воспитании младших школьников