Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду через ознакомление с природой родного края.
Задача - изучить основы и методику ознакомления дошкольников с природой родного края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научная основа экологического воспитания дошкольников…………….….6
2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………………………...9
2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ………………………….....14
3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Комитет образования.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:Просвещение.-1980

4. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 1987.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972, с.517

6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992

7. Рыньков В. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995

8.  Ушинский К.Д. Избр. Пед. Произведения. М.-1968.-С.389

9. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992.

10. http://www.maaam.ru/detskijsad/-yekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Смоленская область расположена в подтаёжной зоне смешанных широко-лиственно-тёмнохвойных лесов. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной растительностью, посевами культурных растений. Леса (осина, берёза, ель)  занимают около 38,2 % территории. Высокая лесистость в Угранском, Демидовском, Духовщинском и Холм-Жирковском районах (более 50 % территории районов покрыто лесами). На территории области преобладают мелколиственные и хвойные породы, среди которых наиболее многочисленныбереза двух видов и ель (приблизительно по 35 % от общего количества деревьев), также большую долю составляют сосна и осина (около 12 % по отдельности), меньше распространены два вида ольхи. Довольно обильны и широколиственные породы: дуб, липа, ясень, клён, два вида вяза, составляющие заметную примесь в лесах, а в ряде случаев доминирующие в древостое. Во флоре лугов преобладают многолетние виды: тимофеевка луговая, овсяница луговая, мятлик луговой, ежа сборная и др. и вместе с бобовыми культурами (клевер) составляют основу растительного покрова. Широко распространены на лугах однолетние полупаразиты: погремок малый,очанки, мытники. В почвах лугов насчитывается до 80 видов водорослей. Болота занимают на территории области значительные площади с преобладанием низинных болот. На них произрастают различные виды осок (острая, пузырчатая, лисья), тростник обыкновенный, хвощ болотный,хвощ приречный и др.; на почве — зеленые блестящие гипновые мхи. Из древесных растений на болотах можно встретитьсосну обыкновенную,берёзу пушистую и некоторые виды ив.

 

Отгадывание кроссворда на тему

«Растительность Смоленщины».

 

 

  1. Высока, стройна, душиста, в небо тянется она.                          

          Вся одежда золотиста, только шапка зелена.(сосна)

     2.  Поляки называют это растение «поземка», англичане назвали ее    «бегущей», а как называем ее мы?  (земляника)

3.  Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.   (ромашка)

4.   Происхождение названия этого растения родственно латинским словам «линия», «нитка». Теперь им славится  Смоленщина. Что это за растение? (лён)

5.  Это растение - Ценный медонос, но нектар доступен только пчёлам с длинным хоботком, поэтому медопродуктивность составляет всего 6 кг мёда с гектара посевов. Мёд относится к лучшим сортам, долго не засахаривается. Измельчённые листья прикладывали к гнойным ранам и язвам. Является одной из наиболее ценных кормовых трав.(клевер)

6.  Стебельки ершистые, ягодки душистые,                                      

 

 А их красный колпачок надет на сучок. (малина)

7.   На  подкормке этого растения коровы и козы дают больше молока. Питаются  им некоторые дикие животные — олени и кабаны. Русское название  растение получило за сходство с хвостами некоторых животных, в особенности, лошадей. В то же время для лошадей  является ядовитым растением.(хвощ)

8.   Другие названия: клоповник, лесной розмарин, багун. Запах свежих листьев и ветвей этого растения отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли.   (багульник)

9.  Есть в лесу трава – краса: листья, словно паруса,                          

 

 А в цвету красу-траву не увидишь наяву.(папоротник)

10. Листики  - с глянцем, ягодки – с румянцем,                               

А сами кусточки – не выше кочки.(клюква)

 

 

 

 

 

 

             

С

О

С

Н

А

   
         

З

Е

М

Л

Я

Н

И

К

А

           

Р

О

М

А

Ш

К

А

 
             

Л

Ё

Н

       
         

К

Л

Е

В

Е

Р

     
     

М

А

Л

И

Н

А

         
       

Х

В

О

Щ

           

Б

А

Г

У

Л

Ь

Н

И

К

         

П

А

П

О

Р

О

Т

Н

И

К

       
   

К

Л

Ю

К

В

А

           


 

 

 

 

 

Стихотворение нашего земляка – Рыленкова Николая Ивановича

«Мой зелёный луг».

Шумит мой луг в игре теней и пятен,

Цветёт – не отцветает – до сих пор.

Прислушаюсь к нему – и сердцу внятен

Травы и ветра вольный разговор.

Вгляжусь в него – и мне видна основа

Узоров лета, вытканных вокруг…

Не обветшает, не поблекнет слово,

Пока в душе шумит зелёный луг.

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 2

Подвижные  игры.

 

«Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей лёгкость бега. Воспитывать честность, правдивость, выдержку.

Ход игры:

Дети становятся спиной в круг. Ведущий незаметно для других выбирает ведущего (лису). Дети поворачиваются лицом в круг. Дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». Лиса отзывается на третий зов. Вбегает в круг, дети убегают, лиса ловит. Кого поймает, становится ведущим.

 

«Воробьи и вороны»

Цель: развивать у детей координацию движения; воспитывать внимание, честность.

Ход игры:

Играют две команды по 7 человек. Игроки одной команды – вороны, другой – воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть пойманным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свои домики, а вороны их ловят. Если подан сигнал: «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается. Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«Совушка»

Цель: развивать выдержку, организованность в коллективе. Упражнять в быстром беге.

Ход игры:

В одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий-совушка. Остальные играющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек и других насекомых. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь». Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылезает из своего гнезда. Медленно летит и смотрит, не пошевельнётся ли кто. Того, кто пошевелится, совушка уводит к себе в гнездо. А воспитатель говорит: «День». Бабочки и жуки опять начинают летать, кружиться, жужжать. После двух-трёх вылетов совушки на охоту подсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.

Указания: до начала игры воспитатель рассказывает о повадках совушки, о том, что она хорошо видит ночью. Предупреждает, что совушка должна следить одновременно за всеми насекомыми.

«Змея»

Цель: упражнять детей в беге «змейкой», не наталкиваясь на предметы.

Ход игры:

На земле (зигзагообразно) кладут кегли или резиновые мячи на расстоянии 50см один от другого. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу ведущего бегут змейкой, оббегая каждый мяч (кеглю) и стараясь не задеть её. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

«Волк во рву»

Цель: упражнять в прыжках в длину с разбега; развивать ловкость, быстроту движений; воспитывать решительность, смелость.

Ход игры:

Поперёк площадки двумя параллельными линиями на расстоянии около 100см одно от другой обозначен ров. В нём находится водящий – волк. Остальные играющие козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль отчерченной линии). На противоположной стороне площадки линией отделено поле. По словам воспитателя: «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаженный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания: коза считается пойманной, если волк коснулся её в тот момент, когда она перепрыгивала ров или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать двух волков.

 

 

 

Дидактические игры

Птицы (звери, рыбы)

Дидактическая задача: закреплять умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игровые правила: называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Игровые действия: передача камешка, отыгрывание фантов.

Ход игры:

Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берёт в руки какой-нибудь предмет и передаёт его своему соседу, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орёл». Затем он передаёт вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передаёт следующему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребёнок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края