Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду через ознакомление с природой родного края.
Задача - изучить основы и методику ознакомления дошкольников с природой родного края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научная основа экологического воспитания дошкольников…………….….6
2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………………………...9
2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ………………………….....14
3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Комитет образования.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

Травянистые растения – основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4-5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик… Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Обратите внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» - желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые. Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета. В солнечный день покажите детям, как работают «цветочные часы», в шесть утра просыпаются одуванчики, через час – полевой осот, в восемь – вьюнок, в девять – полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика – в час дня. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час – закрываются маки, около пяти часов вечера – незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Поразмышляйте вместе с малышом о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.

Осень. На Смоленщине первые приметы близкой осени – «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются уже в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня… Листопад – яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, помогите малышу заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок. Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные!

Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников нашего края.  Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр.

Зима. Снег – в Смоленской области он рано начинает привлекать внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них крошечная звездочка, только лучей у неё не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются по одной, иногда по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а целый комочек… Много радости и удивительных открытий дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторый из них из лесов, поближе к человеческому жилью.  Синицы, снегири, свиристели… Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки. Объясните ребенку, как важно помочь птицам благополучно перезимовать зиму.

Весна. Природные события на Смоленщине сменяют  друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. Резкие перепады температуры особенно часты весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корка – наст. На крышах сосульки.   А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут лунка едва заметна. В чем дело? Теплее, что ли под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному.

 

И убедиться в этом легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышу положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные – сильнее, светлые – меньше. Поэтому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола тает сильнее.

Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

 

 Живая природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но несмотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.

Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.

Ознакомление с животным миром родного края - одна из составных частей нашей работы, которая  предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, поделка игрушек из природного материала, дидактические игры – это далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по региональному компоненту. Педагог не только знакомит ребят с животными нашего края, но и учит относиться к ним бережно и внимательно.       

Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным родного края необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.).

Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Знания, которые мы даём детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способах помощи животному, ухода за ним, его защиты). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней. 
        Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следит за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.

 

 

 

2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ

 

 Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, представим следующую методику экологического воспитания в ДОУ:

- Создание в детском  саду условий для экологического  воспитания: развивающей среды, фонда  методических, наглядно-иллюстративных  материалов.

- Организация «экологических  пространств» в помещении детского  сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум - модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход - способ поддержания ее равновесия.

- Организация и оборудование  «экологических пространств» на  участке детского сада: площадки  природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.

- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.

- Наблюдение - ведущий метод  экологического воспитания.

- Сущность наблюдения  как чувственного метода познания  природы. Ведущая роль, экологический  характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений  морфофункциональных особенностей  живых существ, их взаимосвязи  со средой обитания, многообразие  видов, процессов роста и развития  растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.

- Наблюдения в повседневной  жизни - ведущая форма приобщения  детей к окружающей природе. Требования  к проведению наблюдений. Циклы  наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных  наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов  наблюдений за обитателями уголка  природы, сезонными явлениями, ростом  и развитием растений и животных  зеленой зоны детского сада.

- Организация и проведение  опытнической работы с объектами  природы Родного края, модернизирующая  деятельность с ними. Наблюдение  за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их  взаимосвязей со средой обитания.

- Календари природы и  их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления  дошкольников с сезонными явлениями  природы; работа с календарем  в разных возрастных группах  детского сада. Фиксация роста  и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

- Экологическое воспитание  на занятиях, во время экскурсий, праздников.

- Различные типы занятий  по ознакомлению детей с природой  Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных  методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений  о природе. Виды наглядности, ее  роль и место на природоведческих  занятиях. Детская природоведческая  литература, ее использование в  целях экологического воспитания.

- Детские праздники экологического  содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников  в природоохранительных мероприятиях.

- Прогулки, экскурсии, походы  с детьми на природу, их роль  в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

 

 

 

3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

 

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования.

Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание».

В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края