Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду через ознакомление с природой родного края.
Задача - изучить основы и методику ознакомления дошкольников с природой родного края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научная основа экологического воспитания дошкольников…………….….6
2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………………………...9
2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ………………………….....14
3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Комитет образования.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

1. Развитие у детей  субъектного опыта эмоционально-чувственного  обобщения с природой и социокультурным  окружением, представлений и элементарных  понятий об окружающем мире, взаимосвязях  и взаимоотношениях в нем, как  основы развития экологического  сознания и экологической культуры  личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного  отношения к природному и социокультурному окружению.

3. Осознание собственного  «А» как части природы, развития  «А-концепции» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической  и творческой деятельности по  реализации и закреплению знаний  и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии  с природным и социокультурным  окружением, а также по воспроизводству  и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития.

 

 

Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений родного края и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных родного края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий (картинок, презентаций).

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в родном крае и срокам их протекания.

Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания экологического  воспитания в соответствии с  выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

2. Подготовка педагогов  и родителей к реализации цели  экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей  дошкольное учреждение природной  и социокультурной среды как  ресурса воспитания и развития  детей.

4. Организация развивающих  сред для обеспечения педагогического  процесса экологического воспитания  в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного  педагогического процесса экологического  воспитания детей.

6. Осуществление постоянного  мониторинга результатов экологического  образования.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии живых  организмов, взаимосвязях растительных  и животных организмов в процессе  роста и развития со средой  обитания, морфофункциональной приспособленности  к ней;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях  их с неживой природой в  экосистеме;

- о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, недопустимости загрязнения  окружающей среды, охране и восстановлении  природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

- об универсальной ценности  природы для жизни и деятельности  человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

- об основных нравственных  ценностях человеческого общества;

- о созидательной, культурной  ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

- о законах, декларирующих  права и обязанности детей  и взрослых, их исполнения и  соблюдения;

- о нормах и правилах  поведения в общественных местах  и природе;

- о необходимости и  способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной  деятельности в общественных  местах, детском саду, семье, природным окружении;

- о способах осуществления  созидательной и творческой деятельности;

- о необходимости проявления  личной инициативы и участия  созидательной деятельности и  т.д.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, при ознакомлении детей с природой родного края решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных и растительности Смоленщины, развитие эмоционально-положительного, бережного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.  
          Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. По этому разделу педагог планирует следующее:

- ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных смоленской области у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес и др.;

- раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными родного края в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных нашего края, возможных способах помощи им в разное время года;

- давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;

- повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты.

 

 

 

Литература

 

1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края