Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Подобрать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста, вне занятий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников 5
1.1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста 5
1.2. Формы и методы экологического воспитания в ДОУ 9
1.3. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни 12
2. Практическое исследование процесса формирования, экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста 18
2.1. Изучение работы воспитателя средней группы по проблеме экологического воспитания 18
2.2. Выявление уровня сформированности экологических представлений о природе, у детей среднего дошкольного возраста 19
2.3. Подбор мероприятий по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 411.19 Кб (Скачать файл)

программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" и другие. [8, с. 86].

     Одной из первых в 90-х годах появилась  программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие[8, с.103].

     В последнее время идет интенсивный  творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают  программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи) [14].

     Примером  может служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья " Планета детства ", в которой в естественнонаучном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова) [3, с.86].

     Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует  большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле  во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства [3, с.86].  
 
 

    1. Формы и методы экологического воспитания  в  ДОУ
 

     В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации  детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего  проводятся со всеми детьми (фронтальная  форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше  всего организовать  с небольшой подгруппой или индивидуально [7, с.187].

     Методы  обучения- это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также  отношение к окружающему миру.

     Выбор метода зависит от характера задач, решаемых на занятиях, в игре, на прогулке и т.д. Уровень развития у них учебно - познавательной деятельности. Используются различные методы обучения  предлагаемые  Саморуковой (наглядные, практические, словесные) [6, с.103].

     При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относится  наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям позновательной деятельности детей дошкольного  возраста, позволяют сформировать у  них яркие, конкретные представления  о природе.[6, с.94-95]

     Наблюдение  – это специально-организованное воспитателем, целенаправленное, более  или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний- установлений свойств и качеств, структуры и внешнего строения  предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.[6, с.94-95]

     Практические  методы – это игра,  элементарные опыты и моделирование. Использование  этих методов в процессе ознакомления  с природой позволяет воспитателю  уточнять представление детей, углублять  их путем установления связей и отношений  между отдельными предметами и явлениями  природы, проводить в систему  полученные знания, упражнять дошкольников в применении этих знаний.[6, с.94-95]

     С.Н. Николаева считает, что «в жизни  детей дошкольного возраста»  игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой  в большей степени зависит от  их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными [ 7, с. 124-131]

     Игра  как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная, воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателем с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой ситуацией (ИОС). BJC -  это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты [1, с. 86]:

Она имеет  короткий и несложный сюжет, построенных  на основе жизненных событий. Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой.

В содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача.

Игру  проводит воспитатель: он объявляет  название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет  ее.

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием  сюжета, исполнением ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами. [1, с. 86].

     Можно выделить несколько видов ИОС, с  помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания:

Игровые обучающие ситуации с игрушками  – аналогами.

Игровые обучающие ситуации с литературными  персонажами

Игровые обучающие ситуации «типа путешествия»

     К словесным методам – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширений знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. [6, с.94-95]

     П.Г.Саморукова утверждает, что «занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе  в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей  и природного окружения. Под руководством воспитателя на занятиях формируется  система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов  и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными  способами познавательной деятельности и и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать  личный опыт детей, который накапливается  у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни»[13].

     С.Н. Николаева считает, что экологические  занятия как одна из форм организации  обучения детей имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создания и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.  Занятие как особая форма обучения способствует тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы- расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте: название, программное содержание и материал занятий и форма организаций, ход занятий [14].

     Таким образом, перечисленные методы и  формы организации экологического воспитания позволяют целенаправленно  формировать у детей дошкольного  возраста начало экологической культуры, закладывать основы нравственного  взаимодействия с окружающей природой. 
 
 

1.3. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

     Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения: [5, с. 18].

     На  протяжении всего учебного года воспитатель  проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых  условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель  вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму  и организацию [5, с. 19].

     Правильное педагогическое общение  воспитателя с детьми в этом  мероприятии имеет особо глубокий  смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому  или другому живому существу, учатся определить, чего ему не  хватает в данный момент, учатся  практически выполнять трудовые  действия, впервые овладевают орудиями  труда. Общение педагога сводится  к доброжелательному пояснению,  четкому показу, помощи в каждом  случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении  педагог должен найти возможность  похвалить ребёнка, причём не  один, а несколько раз на протяжении  всего мероприятия: в начале  похвала вселяет уверенность  в ребенке, в середине - это  похвала-поддержка, в конце - главная  похвала как итог хорошего  поступка, который совершил ребенок.  Такое педагогическое общение  в совместной деятельности по  созданию условий для обитателей  уголка природы очень быстро  повышает экологическую воспитанность  детей. [2, с.42].

     Циклы наблюдений за обитателями уголка природы  и участка детского сада - еще  одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших  группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно  друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня[9, с. 86].

     Отдельно взятое наблюдение - это  короткое (5-12 минут) педагогическое  мероприятие познавательного характера,  которое проводится с небольшой  группой (4-7) детей в уголке  природы или со всей группой  на участке. В зависимости от  содержания наблюдения могут  проводиться в разные режимные  моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и  в вечернее время.  [10, с. 189].

       На протяжении учебного года  проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка  и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь  - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Обозначенные циклы наблюдений типичны для подавляющего большинства дошкольных учреждений России, их осуществление создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней [10, с. 128-129].

     Систематически  в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в  месяц дети ежедневно рассматривают  небо, уточняют характер осадков, наличие  ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода [11].

     Окружающая природа - источник  развития не только ума, но  и нравственных чувств ребенка.  Очень важно вызвать у ребенка  положительное отношение к предметам  и явлениям природы. Самым действенным  средством для этого будут  частые, непосредственные наблюдения.

     Ухаживая и наблюдая за птичкой,  рыбками, белкой, ежом, дети учатся  заботливому и бережному отношению  к ним, узнают, чем и как их  нужно кормить. Ответная реакция  животного на заботу и ласку  ребенка, его привязанность к  ребенку воспитывает в детях  доброту и сердечность. Общаясь  с животными, дети узнают много  нового, интересного из их жизни. 

При правильном руководстве наблюдением окружающего  ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать  красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их [6, с. 88].

     Заполнение  календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с  детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда  ведутся наблюдения за ней. В младших  и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент [6, с. 88].

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников