Экологическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое воспитание.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

Шмели исключительно полезны тем, что  опыляют цветы клевера, который  практически не опыляется другими  насекомыми. У шмелей весной летают только самки – основательницы семей. Поэтому уничтожение в это  время только одного шмеля равносильно  уничтожению целой семьи. И ни в коем случае нельзя допускать, чтобы  дети убивали шмелей.

Земноводные животные – лягушки, жабы, тритоны  уничтожают насекомых-вредителей сельского  и лесного хозяйства и поэтому  относиться к ним надо бережно. А  ведь лягушку иногда убивают только за то, что она лягушка. Тритонов отлавливают и пытаются содержать  дома одного в искусственных условиях. Они обычно погибают и их лучше  не брать.

Небольшую пользу приносят серая и зеленая  жабы. Они отличаются от лягушек  более массивным телом, короткими  задними конечностями и, как все  сумеречные животные, вертикальной формой зрачка. У жаб бугорчатая кожа, которая  является их видовым признаком. Она  не является источником бородавок у  человека, как думают некоторые.

Жабы  связаны с водой только в период размножения и часто встречаются  в селениях человека. Они питаются червями, вредными жуками, клопами, гусеницами, голыми слизняками, причем ночью, когда  птицы отдыхают. Поэтому жаб необходимо привлекать в огороды. Если ребенок увидел жабу и взял ее в руки, их надо вымыть, так как слизь при попадании в глаза может вызвать небольшое раздражение. Некоторые земноводные издают мелодичные звуки (жерлянки, зеленые жабы). Интересно обратить внимание ребенка на эти звуки и показать животное, издающее их.

У детей уже в семье необходимо выбрать правильное отношение к  пресмыкающимся, к змеям и ящерицам. Змей часто путают с ящерицами, особенно с безногими. Основным отличительным признаком ящериц являются подвижные веки. У змей веки сросшиеся, неподвижные. Взгляд змеи кажется стеклянным.

В лиственных и смешанных лесах  встречается безногая ящерица –  медяница, или веретиница ломкая. Так как у нее отсутствуют конечности, а в окраске преобладает серовато-желтоватый  оттенок, ее часто отождествляют со змеей-медянкой. Тем не менее медяница, или веретиница, имеет подвижные веки и все другие признаки ящериц. Она совершенна безвредна для человека. Животное полезное, так как уничтожает вредителей в лесной подстилке. Оно становится все более редким и должно подлежать особой охране.

Чаще  других в средней полосе встречается  медянка и уж. Они относятся  к семейству ужовых и ядовитых зубов не имеют. Уж обитает вблизи водоемов и отличается от других змей двумя яркими пятнами на голове. Пятна могут быть оранжевого, желтого, белого или голубого цвета. За это  ужа называют «змеей с ожерельем». Медянка отличается двумя или  четырьмя полосками из темных точек, расположенными вдоль тела серо-медной окраски.

Очень полезно подойти с ребенком и  спокойно понаблюдать за греющимся  на солнцепеке пресмыкающимся, понаблюдать, как оно уползает. Ни в коем случае нельзя внушать детям страх перед  змеей, тем более безобидной и  в основном полезной.

В средней полосе обитает только одна ядовитая змея – гадюка. Животное становится постепенно все более редким, так  как исчезают  подходящие для  него места обитания. Гадюка приносит пользу, уничтожая мышевидных грызунов. Яд животных собирается и используется для изготовления лекарств (для этого  змеи содержатся в специальных змеепитомниках). Однако в народе прочно бытует убеждение в чрезвычайной опасности гадюки, при встрече животное стараются убить. Родителям необходимо знать, что укус гадюки опасен, если только что проснувшееся после зимней спячки животное укусит больного или маленького ребенка в лицо. В других случаях укус гадюки только болезнен. Пострадавшего необходимо срочно доставить в больницу и никаких народных способов оказания первой помощи не применять.

Обычно  при появлении человека гадюка старается  скрыться и сама никогда не нападает первой. Змея отличается копьевидной  формой головы, вертикальной формы  зрачка, тупым, коротким хвостом, крестообразным рисунком на голове и зигзагообразной  полосой на спине. Пусть ребенок умеет отличить гадюку по внешнему виду от других змей, знает, что она полезна, уничтожать ее нельзя, но и брать в руки тоже нельзя. Только в исключительном случае, если змея обитает в непосредственной близости от дома, дачи, ее необходимо незаметно для ребенка уничтожить.

А что можно сказать о птицах? За единичным исключением все  они полезны. В соответствии с  Законом об охране природы, они подлежат особой охране в стадии гнездования.

Небольшую роль в уничтожении насекомых-вредителей сельского хозяйства и леса играют различного вида синицы. Их можно встретить как в лесу, так и в городе. Это наиболее распространенные зимой птицы.

Все синицы хорошо отличаются от других птиц по белым пятнам-«щечкам» на голове и по способу поиска пищи: они часто подвешиваются вниз головой.

Очень полезными для деревьев и кустарников  птицами являются также дятлы  и поползни.

Большого  пестрого дятла обычно обнаруживают  по стуку. Он долбит кору деревьев в  поисках личинок жуков-дровосеков. Зимой он часто кормится семенами хвойных деревьев. Интересно найти  в лесу его «кузницу» - место, где  он укрепляет и разбивает шишки. Оно обычно обнаруживается по кучке  разбитых шишек на земле.

Их  зимующих птиц желательно показать ребенку (черная птица с «серым платком» на голове), сорок, ворон. Обычно птицы  выдают себя громкими криками: «Гал-ка, гал-ка» - кричит галка свое имя, сорока стрекочет, вороны каркают.

Летом птиц можно определять по голосам. Для  этого желательно несколько раз  послушать записи голосов птиц в  природе и др. и посмотреть соответствующую  иллюстрацию определителя. Нередко  птица поет свое имя или его  отдельные слоги. Чаще всего в  лесу можно услышать голос зяблика, имеющий на конце «росчерк» или  «запятую». С высокой сосны или  ели раздаются звуки, напоминающие звонкую капель: «Тетенька, тетенька» - это поет пеночка-теньковка, одна из самых небольших и очень полезных птиц леса. «Худо тут, худо тут» - кричит удод.

Голоса  птиц – это прекрасная музыка леса. Родителям желательно научиться  ее слушать и по возможности учить  этому детей.

Всех  высоко летающих мелких птиц обычно именуют  ласточками. Однако среди них есть ласточки и стрижи. Стрижи имеют  длинные серпообразные крылья, летают обычно очень высоко, небольшими стайками с пронзительными криками «стри-и», за что и получили свое название.

Ласточки  имеют крылья более короткие, летают гораздо медленнее и ниже. Среди них есть  городские, или воронки, которые имеют белое надхвостье, и деревенские, или косатки, отличаются длинными косицами на хвосте. Отличаются и гнезда ласточек. У городских они шарообразные и расположены на каменных постройках, у деревенских – открытые и на деревянных постройках.

Всех  птиц описать трудно, но есть смысл  остановиться еще на одной группе, представители которой часто  попадают в поле зрения людей –  дневных хищных птицах. Они очень  полезны, так как в их питании  преобладают мышевидные грызуны. Этих птиц необходимо повсеместно охранять. Четырнадцать видов дневных хищных птиц занесены в Красную книгу  СССР: беркут, скопа, сокол-сапсан, белохвостый  орган и др.

Научными  исследованиями доказано, что ястребы (тетеревятник и перепелятник) в основном полезны. В их питании имеется всего 5-8 % мелких певчих птиц. Отличаются они от других видов хищников по поперечной полосатости на груди. Своими повадками они напоминают кошек. Ястребы никогда не парят в открытом пространстве, а выслеживают свою добычу, спрятавшись в густой кроне дерева, из которой вылетают, чтобы схватить пролетавшую птицу.

В поймах рек, над населенными пунктами, над опушками леса парят канюк, или  сарыч, которого легко узнать по веерообразному хвосту и громкому канючанью, и коршун черный, его можно в полете определить по хвосту, имеющему форму вилочки. Это полезные дневные хищные птицы.

В летнее время дети нередко находят  гнезда птиц и выпавших из них птенцов. Гнезда ни в коем случае нельзя трогать. Выпавших из гнезда птенцов брать домой и пытаться выкармливать тоже не следует. Выкормить можно только птенцов ворон и сорок.

Крупные млекопитающие животные знакомы  детям по книжкам. Поэтому полезно пополнить их знания сведениями о мелких млекопитающих. Например, важно отличать насекомоядных животных от мышевидных грызунов. Насекомоядные (еж, крот, землеройка) чрезвычайно полезные животные, имеющие заостренную голову с удлиненным в виде хоботка носом. Под термином «мышевидные грызуны» обычно понимают большое число видов мышек и полевок. Это опасные вредители сельского и лесного хозяйства, с которыми постоянно ведется борьба в государственном масштабе. Мыши (домовая, полевая, лесная) отличаются длинным хвостом, составляющим более половины длины тела. Полевки (обыкновенная, рыжая) имеют короткий хвостик.

Мышей и полевок часто можно наблюдать  осенью на огородах, особенно во время  уборки картофеля. Брать их в руки нельзя, так как они могут укусить  и, кроме того, являются разносчиками ряда опасных заболеваний. Следует  лишь понаблюдать за животным, попробовать  определить, полевка это или мышь, последить за его быстрыми движениями.

Издавна плохой славой в народе пользуются летучие мыши, а между тем это  очень полезные зверьки. Они играют такую же роль в уничтожении насекомых  ночью, какую птицы днем. Летучие  мыши должны подлежать особой охране. Летучая мышь «гигантская вечерница» занесена в Красную книгу СССР. Особой охране должны подлежать места обитания летучих мышей, чаще всего расположенные в дуплах крупных деревьев, и с этой целью необходимо сохранить дуплистые деревья.

Иногда  летучая мышь падает на землю и  попадает в руки детей. Следует провести с ребятами беседу о пользе животного и необходимости бережного к нему отношения. Как и в других случаях, желательно животное рассмотреть и выпустить.

В возрасте 5-6 лет ребенку свойственно  собирательство. Иногда дети собирают моллюсков из-за их раковин, бабочек для коллекций и др. Собирательство необходимо направить в правильное русло. Уничтожать животных в целях собирательства ни в коем случае нельзя. С ребенком можно собирать опавшие листья и составлять из них букеты, желуди и шишки. Интересные по форме сухие корни или ветки идут для различных поделок на тему «Природа и фантазия».

Исследовательские устремления ребенка зарождаются  при непосредственном контакте с  животными, в частности, в небольшом  домашнем уголке живой природы. В  уголок подбираются животные, не опасные для здоровья человека и не требующие сложного ухода. Всем доступно содержание небольшого комнатного аквариума. Надо взять песок, промыть его, положить на дно любой большой стеклянной банки. Самыми лучшими, неприхотливыми рыбками для дома будут местные золотистые караси и вьюны.

Если  приобретать рыбок в магазине, то лучше остановиться на ярко окрашенных вуалехвостах, кометах, золотых рыбках. Дети любят барбусов, скалярий, гуппи.

Очень подходящими для домашнего уголка живой природы считаются хомячки. Они неприхотливы и могут содержаться  в любой стеклянной посуде, старом аквариуме. Кормят их хлебными корками, корнеплодами. Совсем неприхотлива степная черепаха, основным кормом для нее служат одуванчики.

В доме можно содержать небольшую  кошку или собачку. Родители должны показать детям, как надо обращаться с животными, кормить их.

Недопустимо выбрасывать животное. В таком случае оно может принести вред природе. Именно бездомные кошки виноваты в том, что около жилья человека обитает небольшое количество


Информация о работе Экологическое воспитание детей в семье