Экологическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое воспитание.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

Воспитатель должен научить детей любить и  понимать природу, воспитывать и  развивать ребенка неотрывно  от природы. Вот ползет букашка. Ребенок  пытается ухватить ее руками. Случается, что ребенок отрывает ей крылышки. Родители и воспитатели должны предупредить такие наклонности и вызвать  чувство жалости к насекомому у детей 2-3 лет. Вот мы сейчас покормим птичку, дадим ей корм. Бедненькая, как  ей холодно зимой, как она поджала  лапки. Дети жалеют птичку, но их чувства  еще не устойчивы, поэтому такие  чувства нужно постоянно подкреплять.

Детей нужно  учить наблюдать и запоминать. Ребенок 4 лет знает, что есть 4 поры года. Знакомя их с каждой порой года необходимо обращать внимание на моменты перехода, характеризуя каждую пору, знакомя с месяцами. Детей нужно учить беречь и создавать. В возрасте 5-6 лет научить любить растительный и животный мир. Не бояться, что ребенок прольет воду, обязательно поручать ухаживать за комнатными растениями, живым уголком. Детство на совести родителей и воспитателей. Чувства к природе должны формироваться каждый день, час, каждую минуту в дошкольном детстве. И многие родители, и воспитатели учат детей не только восхищаться цветами, но и садить их, не только наслаждаться сладкими яблоками, но и посмотреть труд людей, оказать помощь. Почаще нужно с детьми посещать выставки цветов, певчих птиц, собак, проводить праздники «Здравствуй, осень золотая!», «Зимушка-зима», «Гуканне вясны». Природа делает человека богатым, порождает любовь к своему краю, его людям, воспитывает чувство красоты. Следует научить детей видеть в изогнутом суке животное, в облаках сказочные образы, развивать воображение, фантазию, творческое мышление.

Нужно научить  детей не только увидеть, но и воссоздать увиденное на бумаге, слепить –  все это является целью эстетического  воспитания. Особое значение имеет  не только наблюдения, но и совместная деятельность родителей, воспитателей и детей в природе. А сколько  впечатлений дают экскурсии в  лес, на луг, на поле. Очень важно  чтение художественной литературы, все  это воспитывает правильное отношение  к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование экологической тропинки в природоохранной деятельности детей.


 

 

Использование экологической тропинки в природоохранной  деятельности детей. Работу по экологическому воспитанию в детском саду строится согласно программы  Натальи Рыжовой «Наш дом – природа». В детском саду экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Выделяются два основных типа экологических тропинок: на территории детского сада и в природных условиях.

Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых  деревьев, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, луга, леса, клумбы, небольшие  водоемы, огороды и т.д. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных мест, огражденных муравейников и т.д. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище.

Этапы создания экологической тропинки могут  быть следующие:

  • Детальное обследование территории и выделение наибольшее интересных объектов;
  • Сопоставление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и объектов;
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропинки, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
  • Фотографирование объектов и описание всех точек;
  • Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
  • Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирали «хозяина тропинки» - сказочного героя (Боровика, Лесовика и т.д.). Это  персонаж может помогать проводить  занятия на тропе: «встречать», «прощаться», «оживать», посылать детям письма-задания. За оказанную помощь и выполнение заданий хозяин тропинки периодически  оставляет на своей тропинке сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т.д.

Для организации работы на экологической  тропинке разрабатывается паспорт  экологической тропинки, который  содержит карта-схему тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же описаны точки тропы и объекты для наблюдения. Рекомендуется иметь фотографии объектов в разное время года. О каждом объекте собирается необходимая информация для воспитателя. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей. Родителей, например, всегда интересует информация об использовании растений. Именно поэтому интересной формой работы является сбор и оформление гербариев, коллекций.

Занятия на экологической тропе, особенно в  весеннее время, могут быть комплексными, что дает возможность детям через  природу, через оздоровление, усваивать  знания по математике, по обучению чтению, рисованию и т.д.

В зависимости от постановленных воспитателем задач можно посетить какую-то точку, а в ней наблюдать только за одним объектом, либо же совершить  поход по всему маршруту, возможны очень разные варианты, чтобы дети не устали от однообразия.

Темы  занятий на экологической тропе  могут быть самыми разнообразными. Например «В гости к деревьям», с целью познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, свет, тепло, почва, животные), воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения ко всему живому и т.д.

Путешествуя по экологической тропе дети учатся общаться с природой, охранять ее, уважать и беречь все живое. Они видят положительные примеры взаимодействия человека с природой и отрицательные наяву, а не абстрактно, что является залогом успеха в природоохранной деятельности детей. Умение общаться с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости – залог нравственного здоровья. Чем большее место занимает природа в жизни ребенка, тем легче и плодотворнее проходит воспитательный процесс и этому полностью способствует работа на экологической тропинке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность взрослых и детей в уголке природы.


 

 

 

 

 

 

Ознакомление  детей с природой в детском  саду требует постоянного общения  с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголков природы. Хорошо иметь  общий уголок природы для всего  детского учреждения. Труд и наблюдения за растениями, животными и птицами в уголки природы организуются в течение всего года. Воспитатель объясняет, как важен и необходим уход за растениями, животными, птицами, помещенными в уголках природы. При обучении детей уходу за объектами уголка необходимо использовать различные приемы: личный пример, объяснение, нужно напоминание. Ведущим приемом в обучении детей трудовым умениям является показ воспитателя. Но чтобы дети овладели определенными навыками одного показа мало. Надо проверить его выполнение отдельными детьми и снова показать.

В уголке природы детей младшего возраста нужно иметь красиво  цветущие растения: бегонию, фуксию, герань и др., а также растения с яркой  окраской листьев, с широкими листами (фикус, аралию). Растений немного, но все  они должны быть в хорошем состоянии, иметь привлекательный вид. Уход малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своей работе, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю. Некоторые дети могут помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист тряпкой и т.д. 

Ухаживая  в присутствии детей за комнатными растениями, воспитатель систематически привлекает внимание детей к растениям, к их посильной помощи, к наблюдениям; используя для этого разные приемы:  погладить разные листья, понюхать, полюбоваться, вспомнить, как называется растение и т.д.

Дети  среднего возраста вначале под наблюдением  воспитателя а, затем самостоятельно выполняет поручения по уходу  за растениями: вытирают крупные листья, поливают. Горшки с растениями воспитатель  ставит на пол или на скамеечки. Вначале  показать, как надо обтирать листья, как проводить тряпочкой по листу  в одном направлении от черенка  к листу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы  не испачкать их. Воспитатель каждому  предлагает намочить тряпку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой  руки, а если лист большой, положить лист на всю руку до локтя и осторожно  вытирать. Очень большое значение имеет отношение воспитателя, его  заинтересованность, а также умение рассказывать эмоционально. Формальное рассматривание растений может пояснить у ребенка всякий интерес к ним. Воспитатель ежедневно осматривает растения, объясняет действия: поворачивает растения к свету другой стороной, чтобы они не наклонялись в одну сторону, снимает сухие листья, чтобы они не засоряли растение, поливает те, где сухая земля и т.п. Дети начинают проявлять интерес к растениям уголка природы.

В старшей группе уход за растениями осуществляют дежурные под руководством воспитателя. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Воспитатель учит каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку, прикладывая ее носик к краю горшка, лить воду понемногу, пока земля в горшке не станет влажной. Растение с мелкими листьями поливают лейкой с ситечком. Объяснить, что есть растения, которые не надо зимой поливать, только иногда нужно налить воду в поддонник. Воспитатель учит детей рыхлить землю палочкой в горшках. Первое время это он делает сам, а дети наблюдают. В дальнейшем привлекает детей, дав им тупые палочки: дети рыхлят землю только у тех растений, у которых корни не находятся на поверхности земли. Для лучшего роста растений, нужно их опрыскивать водой комнатной температуры. Воспитатель учит детей опрыскивать из пробки-распылителя, вставленной в бутылку. Во всех группах детского сада постоянными обитателями уголка природы являются рыбы. Красиво оформленный аквариум в группе привлекает всех. Менять воду в аквариуме и мыть его лучше всего в присутствии детей, привлекая их к помощи. Перед этим нужно вынуть рыб специальным сачком. Ни в коем случае нельзя разрешать детям брать рыб руками, рыбы могут заболеть. Двое-трое детей моют камешки, песок и растения.

Нужно систематически привлекать детей к  коллективной уборке. Перед началом  с детьми договариваемся как распределить работу. Можно разбить детей на подгруппы. Так несколько детей сменяют воду в аквариуме, вторая группа моет растения, ставит их на место; третья занимается уборкой клеток. Руководя работой дежурных учитываем индивидуальные особенности детей: одному нужно своевременно оказать помощь, чтобы ребенок не почувствовал своего бессилия, иначе пропадает интерес к труду; другого похвалить перед товарищами и родителями за добросовестное отношение к работе; на третьего наоборот может оказать влияние замечанием; сделанное при всех детях, при родителях.

В конце зимы дети сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу. Сначала  все потрогают землю, рассмотрят луковицу. Каждый сделает свою ямку и туда посадит луковицу.

В зависимости от сезона уголок природы  пополняем растениями сада, поля, луга.

Осенью  вносятся в группу красивые осенние  растения, выкопанные из цветника (астры, гвоздика, бархатцы и др.). Дети сравнивают их с теми, что остались в саду. Это позволяет подвести детей  к пониманию того, что для жизни  растений нужно тепло. В конце  зимы приносим в группу ветки деревьев, кустарников, ставим их  в воду, чтобы  убедить детей, что для жизни  растений требуется тепло и влага.

Летом в уголок приносим кузнечика, лягушку, жука-плавунца. Кормим, наблюдаем, рассматриваем  и выпускаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологические задачи.


 

 

 

 

 

 

Задача 1. Собери биоценоз. Детям выделяется набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить их на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующими в реальной природе. Дети поочередно (по 1-2 человека) выходят к экрану и выкладывают объекты, которые предлагает им педагог. Остальные следят за работой, высказывают свои замечания и исправляют ошибки. Чтобы не тратить времени на выбор своих объектов из общей массы материала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя их по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой – деревья, в третьей – птицы и т.д.

Задача 2. Кто где живет? Данную задачу можно решать в любой возрастной группе, начиная со средней. Воспитатель выставляет на фланелеграфе растения, а дети размещают на нем животных в соответствии с местами их обитания. По ходу занятия обсуждается, почему данные животные живут именно здесь. В заключение все вместе рассматривают, удачно ли расположились животные друг относительно друга, не сидят ли рядом волк и заяц, лиса и мышь, не свила ли птичка гнездо рядом с дуплом совы.

Информация о работе Экологическое воспитание детей в семье