Экологическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое воспитание.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

  • Учить детей понимать происходящие в природе процессы;
  • Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастают из семян;
  • Семена образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет;
  • Показать, что даже простые цветы красивы, когда они живые.

 

Ход занятия.

Предлагается  детям полюбоваться лужайкой с одуванчиками и одновременно читается стихотворение  Е. Серовой «Одуванчик».

Носит одуванчик

Желтый  сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

- Какого цвета одуванчик? Какая  форма листа и цветка?

- А теперь скажи, из каких частей состоит это растение (корень, лист, стебель, цветок)?

А почему их так много? Они не прихотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветок, как шарик распадается  на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена одуванчика легко прорастают, поэтому их много кругом.

Срывается одуванчик и снимается пушистая шапочка. Показывается, что под каждым зонтиком из волосков есть плотная семечка. У всех цветов семена образуются на месте цветов, когда отцветают. Если вы сорвете редкий цветок, то семян от него не будет, и такие цветы в природе будут встречаться все реже и реже. Поэтому рать цветы в природ нельзя. Ими нужно любоваться.

По  цветкам можно определять время. Вот, например, одуванчик распускается с пяти до шести часов утра, а  засыпает в два часа дня. Разные цветы  засыпают и просыпаются в разное время. Поэтому, не срывая их, мы можем  без часов узнать время, стоит  только быть более наблюдательными  и не рвать цветы. Помните о  том, что сорванные цветы быстро увядают.

Пусть каждый сорвет по желтому одуванчику для общего букета, и мы его поставим в группе. Букет готов. Дети идут в группу, ставят одуванчики в воду. В конце дня обращается внимание детей на то, что головки цветов поникли, букет завял. На фоне зеленой  травки одуванчики были очень красивые. Хоть их было и мало, но брать их не стоило. Тем более нельзя рвать  цветы, которых и так мало.

В вечерний отрезок времени предлагается детям сорвать по белому пушистому  одуванчику и посеять семена на тех  местах, где трава мелкая, редкая, слабенькая.

Вечером проводится игра «Что растет в родном краю».

Подорожник, мята, женьшень, лопух, зверобой, анютины  глазки, незабудка, рябина и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесные 

модники.

 

 

 

 

 

 

 

Программные задачи:

  • Научить различать съедобные и несъедобные грибы;
  • Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов;
  • Составить правила сбора грибов;
  • Активизировать словарь: грибница, пластинки, губчатый, споры.

Материал: муляжи и иллюстрированный материал, засушенные грибы.

 

Ход занятия.

Воспитатель: О чем у нас сегодня пойдет речь? Разгадайте загадку деда Зная:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала  шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

Правильно, о грибах (муляжи и иллюстрированный материал с изображением грибов). Их на свете очень много. 100 тысяч  видов. Какие грибы вы знаете? А  теперь послушайте письмо от деда Зная.

«Многие думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, а от нее тянутся длинные тонкие нити к грибу. И к этому и  вот к этому. Значит, грибы поодиночке не растут».

Воспитатель: Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут? (Воспитатель предлагает детям на фланелеграфе составить модель как растут грибы: грибница, тонкие длинные тонкие, изображения гриба. Воспитатель выставляет муляж белых грибов). А вот еще одно  письмо от деда Зная:

«Белый  гриб, его еще называют боровиком, растет на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или  бурая. Низ шляпки как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый. Так он ничем не пахнет, но если засушить…»

Воспитатель: Давайте вместе составим рассказ о белом грибе по плану: как он выглядит, где растет, каков на вкус (аналогично знакомят детей с любыми грибами). Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы: бледная поганка и мухомор.

О них нам  расскажет Лесовик: «Самый опасный из ядовитых грибов – бледная  поганка. Съешь ее и умрешь. Шляпка у нее в центре как шар, по краям  плоская, шелковистая, бледно-зеленого или серо-зеленого цвета. Ножка белая, длинная тонкая с концом наверху  и оторочкой у основания. Растет она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну, а мухомор вы ни с чем не спутаете: шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!

 

Беседа.

  • Почему мухоморы назвали мухоморами?
  • Что общего между мухомором и бледной поганкой?
  • Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдешь мимо или собьешь его ногой?

 

Воспитатель: А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и все. А вот грибница – живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы – живет 100 лет. А теперь решите логическую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый все равно в пищу не годиться – пусть им лесные жители побалуются).

Теперь  давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы следует обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И еще: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворенными в ней минеральными соками.

Вот как об этом рассказывает Лесовичок:

«Для  настоящего грибника поход за грибами  – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его  тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще и полюбуется им, а потом  только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес  радуется как другу и грибов для  него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что будет,

если из леса

исчезнут птицы?

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

  • Изучить последствие исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц;
  • Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.

Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.

 

Содержание:

1-й блок  – вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;

2-й блок  – обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;

3-й блок  – собрать модель биоценоза леса;

4-й блок  – рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.

 

Методические  указания:

  • Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы;
  • Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой;
  • Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте;
  • В конце каждого блока делается вывод.

 

Ход занятия.

Блок 1.

- Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течении всего занятия).

- Кто в лесу ест листья деревьев? (насекомые)

- А насекомых кто-нибудь ест? (птицы)

- Что еще едят птицы? (птицы едят  семена и плоды деревьев, ягоды,  мышей).

- А кто еще ест траву, кору  деревьев, веточки? (насекомые, зайцы,  кроты, мыши, лоси, медведи).

- А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь  ест? (их едят лисы, волки, медведи,  совы).

- А кто ест лису и волка? (скорее  всего дети ответят, что их  никто не ест).

- А если они заболели и погибли,  тогда их кто-нибудь съест? (их  съедят насекомые, черви, бактерии).

Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше становится, лес сохраняется.

 

Блок 2.

- Представьте себе, что в лесу  стало много мышей. Кому от  этого хорошо? (совам, лисам, волкам).

- Почему? (потому что у них много  еды).

- А кому от этого плохо? (растениям,  а также животным, которые едят  растения).

- А кто еще может пострадать? (птицы).

- А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным).

- А кому хорошо? (растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные).

Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

 

Блок 3.

- Ребята, давайте теперь выложим  на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносят коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины).

 Вывод:  посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?

 

Блок 4.

- А теперь начинается самая  главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все  птицы. То ли их кто напугал,  то ли еще что случилось,  но птиц в лесу не осталось. (Говоря это педагог снимает с экрана всех птиц).

- Кому от этого станет хорошо? (насекомым).

- Их станет больше или меньше? (больше).

- Тогда давайте отразим это  на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1-2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление).

- Кому от этого стало плохо? (насекомые быстро съедят все  листья на дереве и всю траву).

- Чтобы увидеть, что случится  на самом деле, давайте заменим  зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену).

- Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (зайцы,  белки, ежи, лоси и другие  растительноядные животные).

- Что может случиться с ними? (они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места,  где пища осталась).

- Раз их в этом лесу не  будет, давайте уберем их с  экрана. (Вызванный ребенок снимает  фигурки животных).

- Как же будут себя чувствовать  хищники – лисы, волки, медведи? (они будут голодать, им нечего  будет есть. Они тоже погибнут).

- Давайте уберем хищников. (Вызванный  ребенок делает это).

- Что же осталось от пышного  красивого леса? (ответы детей).

- А по какой причине это произошло?  С чего все началось? (из-за  того, что из леса исчезли птицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологии.

 

 

 

 

Наши  пернатые друзья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программные задачи:

  • Дать представление детям о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии;
  • Учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
  • Активизировать словарь: перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, перелет, размножение.

Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщенными признаками птиц.

Информация о работе Экологическое воспитание детей в семье