Экологическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое воспитание.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

 

Ход занятия.

Воспитатель (выставляя графическую модель): Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдет о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше? Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? А тех которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему все-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми им зимой нечем прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлиненный, заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка. Рассказ о ней прислал дед Знай (читает отрывок К. Благослонова и В. Строконова «Трясогузка белая»).

Трясогузка  – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро прыгает по грядкам и склевывает с земли растений и насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимает в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Спокойно  она сидит только тогда, когда  поет свою простенькую веселую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего ее можно встретить  около воды и жилища человека.

(Проводиться  беседа с детьми, где задаются  вопросы: Кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему ее называют спутником человека? Трясогузке удобно ловить насекомых? Можно ее назвать перелетной птицей? Почему?)

Воспитатель: Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой). А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).

Воспитатель (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи): Перелетных птиц много, но нам редко удается увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете ли вы, что во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка? При чем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.

А знаете ли вы, куда птицы улетают? Это  интересная история. Послушаем, что  по этому поводу пишет дед Знай (читает отрывок из книги А. Плешаковой «Зеленые страницы»).

Проводится  логическая игра «Кто за кем и как  полетит» (воспитатель предлагает детям  фото и рисунки разложить в  порядке, соответствующем очередности  отлета птиц, и рассказать кто, когда  и как полетит в другие края).

В конце занятия читается стихотворение  Е. Благининой «Улетают, ултели…»

Скоро белые метели

Снег  подымут от земли.

Улетаю, улетели,

Улетели журавли.

Не  слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист  крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист  качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черный

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца  редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

 

В свободное время воспитатель  рассказывает детям о ласточке, иволге, жаворонке; вместе с детьми наблюдает  за зимующими птицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему

 исчезают животные?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

  • Дать детям представление о разнообразии природы;
  • Перечислить основные причины вымирания некоторых животных;
  • Назвать охраняемых, объяснить почему надо охранять животных и растительный мир;
  • Обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, черный аист, морские коровы, редчайшие);
  • Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Материал  и оборудование: иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом А4).

 

Ход занятия.

  1. Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела  совсем не так, как сейчас. Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов.)

Вопросы к  детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (динозавры, мамонты) Почему они вымерли?

  1. Чтение рассказа «Морские коровы».

Много лет назад у далеких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодная смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить суденышко и уплыть домой.

Прослышав про удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова  и запасаться мясом. Но никто не подумал  о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет  их всех перебили. Ученые долго надеялись, что где-то еще водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни  одной морской коровы не осталось на Земле.

  1. Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

  1. Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе их представляют.
  2. Пояснение педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком  усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих  выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце  концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть все больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Ученые составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

 

 

  1. Рассказ педагога о черном аисте.

Это редчайшая птица. Черный аист гнездится  только на территории Окского заповедника, на высоких деревьях стоит гнездо. Прилетает он из Южной Африки в  конце апреля. После прилета аисты  чинят свои гнезда, устилают их мхом, травой и откладывают от 2 до 6 яиц. Охота на черных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Еще на русской равнине охраняется бурый  медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые  не посвящают люди, а медведи любят  жить в глухомани, куда не пройдет  человек. Каким еще животным угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их гибели?

  1. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учите детей

любить животных.

 

 

 

 

 

 

 

Животные  обычно привлекают внимание детей своей  подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, а так же тех, кто издает громкие  звуки.

Заметив животное, ребенок возбуждается, показывает на него взрослым, просит поймать. Такие  эмоции являются признаком возникающего познавательного интереса ко всему  живому, к природе, который необходимо всячески поддерживать, поощрять.

Родители  должны проявлять гуманное отношение  к животным и воспитывать такое  отношение к ним у детей. Встречаются люди, которые испытывают чувство брезгливости при виде червей, моллюсков, жаб, лягушек, чувство страха – при виде змей, но при детях подчеркивать это непедагогично. Ведь переданное детям отрицательное отношение к животному влечет за собой стремление его убить.

Если  ребенок увидел какое-либо животное, надо обратить внимание малыша на окраску, особенно внешнего строения (форму  тела, конечности) животного, рассказать, где оно обитает, чем питается, и, наконец приложить максимум усилий для сохранения его жизни. Ребенка целесообразно убедить, что животное «хорошее», что его давить, бить нельзя («ему больно»).

Каждый вид животных занимает в природном комплексе – биоценозе свое определенное место, играет в нем свою роль. В природе нет вредных и полезных животных, вредные и полезные виды существуют по отношению к человеку. Мы выделяем животных – паразитов, вредителей сельского и лесного хозяйства, переносчиков различных заболеваний. В дальнейшем детям необходимо привить отрицательное отношение к таким животным. Для воспитания у детей правильного отношения к животным родителям необходимо иметь определенное представление о них, о их роли в природном комплексе, значении для человека. Эти знания передаются детям в семье и служат основой для воспитания любви и бережного отношения к природе.

Мы  даем некоторые основные зоологические  сведения о наиболее распространенных животных средней полосы и о степени  их охраняемости. Такие сведения необходимы каждому родителю для правильного воспитания у ребенка любви и бережного отношения к животным.

Очень желательно, например, научить детей  различать по внешнему виду насекомых до уровня отряда. Ребята должны знать бабочек, жуков, клопов, стрекоз, шмелей, пчел.

Бабочки легко отличаются от других насекомых  по двум парам крыльев, покрытых чешуйками. Если бабочку взять пальцами, на них остаются чешуйки. Наиболее яркие  бабочки относятся к семейству  нимфалид, а дети их называют «шоколадницами». Чаще всего уже в апреле на глаза  попадается пестрая бабочка-крапивница. Летом многочислен павлиний глаз, отличающийся глазчатыми пятнами на всех четырех крыльях. У крупной  бабочки этого семейства –  адмирала – на черном фоне передних крыльев имеются красно-белые  косые полоски. Бабочки – украшение  нашей природы. К сожалению в  городе их становится все меньше и  меньше, в следствии того, что на его окраинах постепенно исчезает крапива, которой питаются гусеницы бабочек. И там, где крапива не мешает, ее желательно не уничтожать.

Часто в руки детей попадают различные  бабочки-белянки: желтоватая лимонница, белая с черными жилками на крыльях – боярышница, и всем известная белая с одним или  тремя черными пятнышками на крыльях  – капустница. Эти бабочки – частые гости пустырей, огородов, окраин городов. Капустница в стадии гусеницы вредит капусте, гусеница-боярышница – опасный вредитель плодовых деревьев. Боярышницу и капустницу желательно незаметно для ребенка уничтожить.

Жуки  всегда заметны по толстым надкрыльям. Всем известен майский жук. В последнее  время широко распространился опасный  вредитель картофеля колорадский  жук, легко отличаемый по десяти продольным полосам на желто-оранжевых надкрыльях. Его личинка оранжевого цвета  и легко отличается по двум рядам  черных точек по бокам тела. Эти  жуки вредны, их собирают и уничтожают, хотя привлекать ребенка к их сбору  и уничтожению вряд ли целесообразно.

Интересную  роль в природе играют жуки-могильщики, легко отличимые по черным поперечным полосам на надкрыльях. Они –  природные «санитары»: зарывают трупы  мелких животных в землю и откладывают  в них свои яйца. К таким жукам  необходимо бережное отношение. У клопов, в отличие от жуков, передняя часть  надкрыльев плотная, а вершинная полупрозрачная. Всем известен малиновый клоп, часто встречаемый на малине. Его личинка вредит этим ягодам. Дети часто замечают на заборах, старых пнях, деревянных постройках скопления черно-красных мелких клопов-солдатиков. Они безвредны, ими можно любоваться, брать при желании в руки.

Из  полезных насекомых следует отметить рыжих лесных муравьев. Их высокие  куполообразные гнезда легко обнаружить в лесу. Они берутся на учет, огораживаются, охраняются, так как семья муравьев за день уничтожает до 100 000 насекомых-вредителей леса и их личинок. Средний по величине муравейник защищают от вредителей до четверти гектара леса. Поэтому гнезда муравьев разорять нельзя.

Информация о работе Экологическое воспитание детей в семье