Экологическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое воспитание.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

Задача 3. Что перепутано? Воспитатель создает на фланелеграфе путаницу, помещая животных и растения в несвойственные для них условия и в неправильные положения. Дети должны найти ошибки и устранить их, самостоятельно переместив объекты в более удачные места.

Задача 4. Так было днем. Что изменится  ночью? (и наоборот). Смоделировав биоценоз в дневное время суток, воспитатель предлагает детям подумать, как он будет выглядеть ночью. Какие животные уснут и где они при этом найдут себе пристанище? Какие животные, напротив, появятся? Какие изменения произойдут на небе?

Задача 5. Так было летом. Что произойдет зимой (летом, осенью, весной)? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года. Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения осенью. Заменяя одни детали другими, дети воочию увидят последовательность развивающихся событий. Аналогичную работу можно проделать по изменению механизмов смены других сезонов года.

Задача 6. Кто где спрячется в  случае опасности? Когда модель собрана, воспитатель сообщает: «На полянку пришел волк. Кто где спрячется?» На экран фланелеграфа выставляется фигура волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника: птицы, сидевшие низко, вспорхнут на более высокие ветки, заяц убежит, еж свернется в клубок (одно изображение ежа сменяется другим), змеи затаятся или уползут. Но многие животные останутся на месте: черви, некоторые насекомые, улитки.

Вместо волка  на поляну может выйти медведь, лиса, лось, прилететь птица, бабочка, пчела. Каждый раз реакция окружающих будет  разной. Дети обсуждают ситуацию и  вскрывают причины того или иного  поведения животных. Чем больше ситуаций предложит педагог, тем глубже осмыслят дети взаимоотношения между различными представлениями животного мира.

Задача 7. В лес пришел человек. Что  будет? Работа ведется по методике, описанной ранее. На фланелеграфе моделируются любые ситуации, сопутствующие появлению человека, - как положительные, так и отрицательные. Человек может убрать сучья, расчистить родник, подкормить диких животных, но может оставить после себя мусор, не затушить костер, поломать деревья и кусты, оборвать все цветы. Дети моделируют не только саму ситуацию, но и ее отдаленные последствия. К вопросу о правильном поведении в лесу можно возвращаться неоднократно.

Задача 8. В лес пришли лесорубы. Что будет? На фланелеграфе собирается модель леса. Животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами обитания. Затем деревья убираются. Дети наглядно видят, что практически все животные остались без «дома». Птицам негде сидеть и вить гнезда, мелким зверям негде прятаться и они легко становятся добычей хищников. В сложное положение попадают насекомые: они всем видны. Вскоре дети понимают, что животные лишились не только дома, но и пищи. Первыми пострадают растительноядные животные. Они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут. Когда растительноядных животных станет меньше, начнут испытывать голод и хищные. Тут нужно рассмотреть не только крупных зверей, но и улиток, червей, насекомых, лягушек, змей, ящериц. Ведь каждое из этих животных имеет право на жизнь и лишается этого права после вырубки деревьев.

Через некоторое  время дети подойдут к пониманию  того, что при исчезновении деревьев страдают и кустарники, травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего влияния солнца, ведь растения нижнего яруса теплолюбивые. В итоге дети приходят к выводу, что вырубка деревьев наносит  непоправимый урон природе: лес исчезает.

Задача 9. Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место? Собрав биоценоз, по которому протекала река или ручей, воспитатель убирает реку и предлагает детям подумать, какие организмы пострадают первыми. Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места (если, конечно, останутся живы) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. (Дети убирают их изображения с экрана). Из-за этого лишатся пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью. К ним относятся черепахи, грибы, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. (Убираются их изображения). Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. (Дети снимают изображения деревьев). На следующе этапе пострадают остальные животные. Многие из них останутся без пищи и без дома. (Снимаются с экрана и их изображения). В итоге лес как биоценоз перестанет существовать.

Задача 10. Что случится, если из леса исчезнут птицы? После того как биоценоз собран, воспитатель убирает с экрана всех насекомоядных птиц. Дети быстро догадываются, что количество насекомых увеличится. Они выкладывают на экран всех имеющихся насекомых. Возникшая картина должна поразить воображение: насекомых – тучи. В этом случае сразу же возникает понимание, что насекомые быстро съедят всю растительность (с экрана убирается вся трава, а зеленые деревья и кустарники заменяются голыми). В дальнейшем события развиваются в последовательности, описанной в задаче 8.

Задача 11. Что случится, если в лесу исчезнут насекомые? Воссоздав на экране фланелеграфа биоценоз и убрав всех насекомых, начинают рассуждать, кто пострадает первым. Это будут насекомоядные животные (их снимают с экрана). Затем без пищи останутся, те кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыль трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми (их снимают с экрана). Остались только ветроопыляемые растения. Дальнейший ход рассуждений подскажут картины, возникшие на экране. Итогом будет вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится.

 

Задача 12. Что случится, если исчезнут зайцы? (Вместо зайцев воспитатель может указать любой вид животных или растений – но только один, а не несколько видов, как это было сделано в отношении насекомых). Моделируя данную ситуацию на фланелеграфе, дети убедятся, что никаких существенных изменений в биоценозе, как целостной системе, не произойдет. Каждое животное питается не одним, а многими видами пищи. Поэтому исчезновение одного вида не окажет существенного влияния на его жизнеспособность. Сопоставляя эти виды с предыдущими, дети приходят к заключению: биоценоз распадается в тех случаях, когда исчезает много однотипных организмов: все деревья, птицы, насекомые. В научной литературе такие группы называются экологическими звеньями. Исчезновение же одного какого-то вида, а не всего экологического звена не представляет серьезной угрозы для биоценоза в целом.

Задача 13. Какой биоценоз распадается  легче? Используя методику, описанную ранее, ребята сравнивают между собой биоценозы, богатые в видовом отношении (лес) и бедные (тундру, пустыню). Наглядные картины, возникающие на экране фланелеграфа, позволяет легко прийти к выводу: чем богаче видовой биоценоз, тем более он устойчив. В тундре олени питаются только ягелем. Исчезновение данного растения приведет к гибели этих крупных млекопитающих, поскольку ничего другого они есть не могут. То же наблюдается и в пустыне, растительность которой представлена единичными видами растений. В степи и в лесу, видовой состав которых богат, исчезновение одного какого-то вида может пройти незаметно. Эти биоценозы являются более устойчивыми, чем пустыня и тундра.

Степные травы  приспособились жить под прямыми  солнечными лучами, поэтому растительность степи в основном светолюбивая и  засухоустойчивая. При появлении  деревьев многие травы гибнут. Быстро ли появятся теневыносливые травы, способные  жить под пологом деревьев? А кустарники? Земляника? Грибы? Семена и споры  этих растений должны быть занесены из других мест. Но кругом степь, поэтому  вероятность случайного попадания  семян невелика. Засеять же степь  всеми семенами человек не способен, лесных растений очень много.

Теперь рассмотрим животных. Очень немногие степные  животные могут жить в лесу. Даже зайцы и муравьи в лесу и  степи разные. Таким образом, степные  животные должны будут либо погибнуть, либо перебраться в другие места. Это огромный мир насекомых, птиц, зверей. Лесные же животные заселят данные места не скоро, поскольку им неоткуда появиться. Некоторых может привести человек, но его деятельность – капля в море, так как количество лесных животных огромно. Да и тем, кого человек переселит, на первых порах будет нечем питаться и они обречены на гибель. Зато в посадках быстро размножаются вредные насекомые. Поскольку здесь нет лесных птиц, ограничивающих их численность, насекомые будут размножаться беспрепятственно и нанесут существенный урон деревьям. Доживут ли деревья до того времени, когда лес заселится лесными животными и между всеми организмами наладятся соответствующие пищевые связи? Неизвестно.

Все эти рассуждения  подкрепляются картинами на фланелеграфе, путем снятия или выставления изображений упоминаемых объектов. В итоге дети убеждаются, что простые посадки деревьев не являются лесом, даже если их много и они занимают больше пространства. Уничтожить лес очень легко. Воссоздать его практически невозможно.

 

 

Сценарий  экологического путешествия

 

 

 

 

«На лесной полянке»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление  зала напоминает лесную поляну.

Звучит запись «Голоса леса».

Дети заходят  в зал.

 

Воспитатель.

Мы с вами пришли в этот сказочный лес,

Осенний, багряный, он полон чудес.

Пойдем не спеша вот по этой тропинке,

Где запах  грибов и алеют тропинки.

 

Песня «Осенние кружева» (сл. и муз. Я. Жабко).

 

Ребенок.

Мне нравится наряд лесной:

Там много  ярких, пестрых красок.

И ветерок  вспорхнет с листвой,

Здесь мы, как  будто в мире сказок.

 

Песня «Осенняя сказка».

Сказка лесная, осенняя – сказочный лес, сказочный  лес.

(Расходятся  по поляне).

Листики кружат последние в мире чудес, в мире чудес.

Легкие, пестрые, яркие – ты посмотри, ты посмотри.

(Собирают  листочки).

Листики кружат нарядные – цвета зари, цвета зари.

Вправо и  влево качаются,

(Плавно машут  листочками вправо, влево).

Ветер поет, ветер поет .

Значит пора их кончается,

Скоро зима в  гости придет.

 

Ребенок.

Зима придет,

А как же звери?

Готовы ль к холоду они?

Смотри, закрыли  плотно двери

И дремлют  в стужу муравьи.

 

Муравей.

Ну, кто там  нам мешает спать?

Подальше  отойдите.

И просим вас  нам не мешать,

Весною приходите.

(Муравьишка засыпает).

Воспитатель предлагает положить листочки около  муравейника.

 

Ребенок.

В домике спят муравьишки,

Ветер им песню  поет.

Листики носит  малышам

И замерзать  не дает.

Снежной укроет пеленой,

Чтобы могли  зимовать.

Будем гулять по тропинке,

Вас, муравьи, охранять.

 

Воспитатель.

Давайте колышки  поставим,

Чтобы не ходили здесь зимой.

Табличку  рядышком поставим,

Пусть спит себе народ лесной.

(Ставят колышки  и табличку «Осторожно – муравьи!»)

 

Ребенок.

Ой, смотрите, за кустами белки с пышными  хвостами.

 

Воспитатель.

Тихо, тихо, не спугните,

Лучше вы у  них спросите,

Как к зиме они готовы,

Хороши ли их обновы?

(Инсценирование песни «Белочки», сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной. Сборник «На летней полянке»).

 

Воспитатель.

Ускакали  белочки-резвушки,

И не слышно птичьих голосов,

Только бродит ежик по опушке,

Радуется  множеству даров.

(Инсценирование песни «Ежик», сл. С. Прокофьевой, муз. В. Герчик , сборник «Пойте, малыши»).

Воспитатель предлагает отдохнуть на этой лесной поляне и послушать стихи.

 

Дети читают стихи об осени.

Воспитатель обращает внимание на «грибы» (мальчики в шапочках).

Воспитатель.

Посмотрите-ка, ребята,

Здесь в лесу растут опята,

До чего же хороши!

Пусть попляшут малыши.

 

«Танец грибов» (по усмотрению музыкального руководителя).

По окончании  музыки «грибочки» приседают, как бы прячутся в траву.

Звучит музыкальное  вступление песни «Кузовок» (сл. Е. Трутневой, муз. А. Александрова, сборник «На летней полянке»).

Идут девочки  с корзинками, собирают грибы.

 

1-я девочка.

Тяжелее стала  ноша,

Почти полон  кузовок.

2-я девочка (заглядывает в  корзинку).

А поганка  как попала?

Кто поганке  влезть помог?

 

Дети.

Надо выбросить  поганку на зеленую полянку. (Девочки уходят, уводят с собой мальчиков-грибочков. На поляне остается мухомор).

Мухомор.

Мне обидно, почему вы меня сорвали?

Рос в лесу не для того, чтобы меня сломали.

Обойдите  стороной, если вам не нужен.

Здесь народ  лесной со мной дружен.

Воспитатель.

В самом деле, ну зачем

Трогать мухоморы?

Пусть растут себе кругом

Дивные узоры.

Ребенок.

Не печалься, мухомор,

Вот придем еще  мы в бор,

Но не тронем, обойдем,

Гриб другой себе найдем.

(Звучит музыка, скачет зайчик).

Воспитатель.

Ты куда бежишь, зайчишка?

Что случилось, шалунишка?

Заяц.

Возмущенный я, дрожу,

Пойду маме расскажу.

Вот затеяли  игру…

Я у яблоньки зеленой

Не сумел  погрызть кору.

Окрутили  елкой колкой,

Так невкусно пахнет смолкой…

Ребенок.

Мы кору прикрыли смолкой,

Обкрутили ее елкой,

Чтобы яблонька весной

Нам плоды  дала с тобой.

Лучше погрызи  морковку,

Да и прыгай себе ловко.

Заяц.

Вот спасибо, но морковку

Лучше принеси  зимой.

У зайчаток есть сноровка

Корм найти  сейчас другой.

Здесь и травы  и коренья,

Лучше всякого  варенья.

Воспитатель.

Заготовили  мы сено,

Есть для  птичек семена,

Чтобы в стужу  непременно

Жизнь была не голодна.

Ну-ка, наш  народ лесной,

Кто останется  зимой?

Кто не спит, не улетел,

К холодам  и стуже смел?

(На поляну  выходят зубры).

Воспитатель.

Смотрите, здесь  зубры шагают отважно.

Идут на поляну хозяева важно.

Зубры мимо проходили,

Белки хоровод  водили.

Сколько здесь  лесных затей!

Зверя встретишь  – не робей!

Наблюдай  и изучай

Свой родной и лесной край.

Каждый должен в мире жить

И вокруг всем дорожить.

Красоту восславить песней –

Тогда мир  будет чудесней.

Пусть услышат  лес, поля,

Улыбнется вся  земля.

(Звучит песня  «Если все вокруг подружатся»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за

Чудо - одуванчиком

Информация о работе Экологическое воспитание детей в семье