Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalki_k_ekzamenu_po_doshkolnoi_pedagogike.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.

Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.

В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

 

57. Воспитание и развитие  детей дошкольного возраста

Физически р-к стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ-ое разв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.

Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Мышление детей конкретно. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.

Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошк возр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.

Достижением дошк-ого возраста является развитие разных видов деят-ти: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

 

58. Воспитание детей в  условиях разновозрастной группы

Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия. Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.

Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.

Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.

 Однако, возникновение взаимодействия  и взаимообучения между детьми  разного возраста требует организации его взрослым в процессе совместной деятельности. Для этого необходимо целенаправленно формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с младшими. Это требует создания опреде¬лённых условий, при которых возникали бы положительные эмоции в процессе общения и у младших, и у старших детей. Одним из таких условий является осознание старшим ребёнком роли учителя младшего. Старшие дети принимают задачу учить, а младшие — научиться. При этом старшие должны владеть содержанием и способами выполнения деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог объединяет в совместной игре детей разного возраста по их выбору: кто с кем хочет играть.

Для того, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом, педагог разновозрастной группы организует их совместную игру так, чтобы между ними возникло взаимообучение. Эффективность взаимообучения обеспечивается соблюдением ряда условий его организации:

 • старшие дети должны  владеть содержанием игры, а младшим  это содержание должно быть  доступно;

 • все дети должны хорошо  овладеть игровыми умениями и  навыками;

 • следует научить их правилам  игры;

 • необходимо научить детей  правилам взаимодействия в игре.

 

59. Годовой план ДУ.

Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года.

В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.

 В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п.

 Отдельный  раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

 В план входят такие разделы работы детского сада:

а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля;

б) методическая работа;

в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности;

г) административно-хозяйственная работа;

д) связь между детским садом и школой.

Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

В годовом плане работы дошкольного учреждения планируется работа с детьми, административно-хозяйственная деятельность, работа с кадрами и др.

Годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с методистом и врачом и утверждается педагогическим советом и общим собранием сотрудников учреждения.

 

60. Виды и формы планирования  воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста

В практике работы д-у сложились сл. виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - определяет задачи работы д-у на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны д-сти д-с.

В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.

Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца. Планируется на 1,3 месяца, некоторые разделы плана на каждый день включает в себя: годовые задачи, список использованных источников, список детей по подгруппам (меняется 2р в год), циклограмма совместной деят-ти педагога с детьми (1-2 пол. дня, 1-2 прогулка), физ-но-озд-ая работа (утр гимн на 2 нед с дополнениями на 2-й неделе, физ.упр и п/и на прогулке, закаливание, досуговая деят-ть), инд-ая и коррекционная работа, сотрудничество с семьёй,спец-но-организ-ое обуч-е (обучение, развитие и восп-ие ч/з разные виды деят-ти).

В основе перспективного планирования на месяц лежит педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможности усвоения детьми программы в определенные отрезки времени. Перспективное планирование на месяц предполагает анализ программного материала и определение уровня его освоения детьми за прошедший период, т. е. строится на принципах опережающего корректирующего и итогового контроля.

 

61. Структура и содержание  перспективного и перспективно-календарного  плана воспит.-образ. работы с  детьми дошк. возраста.

Цель перспективного планирования — определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

II. Обучение на занятиях.

III. Индивидуальная работа с детьми.

IV. Работа с родителями.

V. Учет работы.

VI. Дополнения.

К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"