Шпаргалка по дисциплине "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика..docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)
  1. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления. Наука часть человеческого сознания или одна из форм его. Педагогика как наука была вычленина в начале 17в.

      Педагогика как наука: 1). сложная, чрезвычайно сложная, т.к. человек высшее достижение в природе, 2). Противоречивое, неоднозначное, диалектическое, т.к. каждый человек имеет свое мнение и будет по-своему прав, 3). Необъятная. Эвересты книг написаны, проблемы воспитания остаются, 4). Интересная не только своим предметом, но и история развития человеческими драмами, поступками, заблуждениями и т.д. Задачи науки вести исследования. Задачи школы – осуществлять воспитание и образование.

      Постоянные задачи: 1). Вскрытие закономерностей в области воспитания, образования и управления образовательными системами, 2). Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, 3). Внедрение достижений, результатов исследований в практику. 4) Футурология – прогнозирование образования, воспитания на будущее.

      Временные задачи: 1). Разработка стандартов, 2). Создание библиотек электронных учебников, 3). Выявление типичных стрессоров в работе учителей, 4). Обучение хворающих школьников, 5). Выявление факторов выбора профессии, 6). Природа стимулов обучения.

  1. Категории педагогики – наиболее общее понятия отражающие сущность науки ее устоявшиеся типичные свойства, наиболее часто употребляемые понятия: 1). Образование – процесс и результат освоения молодым поколением определенной системы общенаучных данных и специальных знаний, связанных умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие мышления, творческих и познавательных сил. 2). Обучение – совместное, целенаправленная деятельность педагога и учащегося в результате, которой одни передают знания и формируют умения и навыки, а вторые сознательно усваивают активность вырабатывают умение и навыки и применяют их в различных видах деятельности. 3). Воспитание – целенаправленный процесс по формированию молодого  поколения их взглядов и убеждений мировоззрения, нравственных идеалов, нормального поведения, эстетических качеств. Воспитание – социальное формирование личности. Трактуется, как функция человеческого общества передавать новому поколению общества. Перевоспитание - процесс  переделывания – сложный процесс, исправление недочеты, переделать устоявшиеся взгляды убеждения, переосмыслить поведение, выработать новые правильные нормы поведения. Самовоспитание – процесс работы над собой: самовнушение, саморегуляция, самоубеждение, аутотренинг. 4). Развитие – процесс от низкого к высшему от простого к сложному, в противном случае регресс, человеку свойственно развиваться постоянно.
  2. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
  3. Методология – область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической  и практической деятельности. Часто научной методологией является гносеологический инструмент в конкретной науке, т.е. общее понимание предмета и методов его исследования.

      Методы исследования – способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. К всеобщим методам относится анализ явлений на основе законов диалектики, философские методы. Педагог в силу своих профессиональных обязанностей занимается исследованиями, которые помогают вскрывать причинно-следственные связи и намечать меры по улучшению учебно-воспитательного процесса. 1. Дневник педагогических наблюдений – организационно-учебные и воспитательные дела в группе (сведения об учащихся, показатели об успеваемости, индивидуальные исследования). 2. Коммуникативные качества.

  1. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания. 2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. 3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий. 4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику). 5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. 6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями. 7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. 
  2. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
  3. Под инфраструктурой социальной системы понимают комплекс условий, обеспечивающих ее жизнедеятельность. Рассмотрим условия, обеспечивающие функционирование и развитие педагогической науки. 1. Правовые условия – государственные документы, определяющие педагогическую политику общества (Конституция РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и другие нормативные правовые акты). Педагогическую науку принято подразделять на академическую, отраслевую, частную. Деятельность академической и вузовской науки регулируется государственными нормами, частные объединения ученых работают на основе государственных лицензий, внутренних документов – уставов, программ, договоров. 2. Экономические условия – это фонды науки в виде собственности на землю, недвижимость в форме зданий, сооружений, транспорта, связи; техническое оборудование, экспериментальные фабрики предметов и средств образования; финансовые средства из госбюджета, региональных и местных бюджетов. 3. Кадровые условия представляют собой организацию постоянного контингента исследователей, работающих над долговременными и кратковременными научными темами. 4. Сеть научно-педагогических учреждений. Основным центром педагогической науки является Российская академия образования. В каждом педагогическом вузе действуют научно-исследовательские лаборатории, а в крупных педагогических вузах – аспирантуры и докторантуры. 5. Информационное обеспечение представляет собой огромный массив педагогической информации. Физическими носителями информации выступают документы, публикации на традиционных и магнитных носителях, собранные в библиотеках, в частности в Государственной научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского (Москва). 6. Связь с мировыми центрами наук об образовании. Отечественная наука постоянно информируется о педагогических нововведениях в мире; систематически проводятся семинары и симпозиумы по актуальным проблемам образования, проходит взаимообмен опытом.
  4. Цель – конечный, желаемый, заранее запрограммированный конечный результат. Полагание – постановка цели. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Цель всегда достигается путем решения определенных задач. Педагогический процесс это всегда целенаправленный процесс. Определение целей и задач имеет большое теоретическое и практическое  значение, т.к. цель  это конечный результат, а в воспитании его нельзя достигнуть, поэтому эта категория вечная. Выбор цели по философии имеет 3 подхода:1). Идеалистический-цель определяется  сверхъестественными силами,2).имманентный-цели определяются потребностями и индивидуальности зависит от индивидуальной природы личности,3).материалистический-цели зависят от потребности общества в соответствии с определенными качествами человека.
  5. 1. Конституция РФ – основной закон, статья 43 - каждый имеет право на образование, в РБ ст.48. 2. Национальная доктрина – основополагающий государственный документ устанавливающий приоритет образования в гос. политике, стратегию и основные направления его развития. Принята 14.01.2000г. рассчитана до 2025г.Содержание: 1). Введение, 2).основные задачи гос-ва в сфере образования, 3).основные цели и задачи образования, 4).ожидаемые результаты реализации доктрины, 5).педагогические кадры, 6).стипендии студентов и учащихся НПО-35% от прожиточного минимума, СПО-40%, ВПО-не менее 50%, 7).финансирование системы образования. 3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.12. 12 глав, 111 статей. 4. Республиканская программа развития 2013-2017. 5. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) НПО, СПО, ВПО.

  1. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - социальная характеристика человека. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Факторы влияющие на развитие личности: 1)наследственность-передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей также включает детерминические части(т.е. детерминические программы обеспечивают прежде всего продолжение рода, видовые задатки речи, трудовой деятельности, мышления) К наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обуславливающие характер, изъяны, потологические, психические расстройства болезни(сахарный диабет, эндокринные расстройства, алкоголизм, наркомания) Наследуются не способности,  а только задатки. 2).влияние среды. Среда-социум, окружение. Человек развивается и становится личностью только в процессе социализации, общения и взаимодействия между людьми. 3).Воспитание-главнейший фактор развития личности. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.
  2. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на: ✓ обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов; ✓ совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы; ✓ улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ "Об образовании" (1992). В законодательных документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ "Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает: ✓ гуманистический характер образования; ✓ приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; ✓ свободу развития личности; ✓ защиту национальных культур, культурных традиций народов России; ✓ общедоступность образования. 2. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет образование: ✓ дошкольное, ✓ общее среднее, ✓ среднее специальное, ✓ вузовское, ✓ послевузовское, ✓ дополнительное. К образовательным учреждениям относятся: ✓ дошкольные; ✓ общеобразовательные; ✓ учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ✓ профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); ✓ учреждения дополнительного образования; ✓ другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.  Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно- научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базетиповых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
  3. Основными характеристиками педагогического процесса являются:1. Целенаправленность 2. Двусторонность 3. Целостность.  Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека). Педагогический процесс предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Двусторонность. Из определения понятия педагогического процесса с полной очевидностью вытекает наличие в нем двух сторон. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности. С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог. Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной  взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга. Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным  интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение. Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.
  4. Исходя из цели и задач современной школы, процесс обучения призван обеспечивать три функции -образовательную, воспитательную, развивающую. Образовательная функция предусматривает, в первую очередь, усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков. Воспитательная функция Процесс обучения наряду с образовательной реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, соответствующее поведение и деятельность в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физической культуре, то совокупность качеств личности Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но, вместе с тем, она реализуется и благодаря специальной организации общения учителя с учениками. Развивающая функция Как и воспитательная функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса Правильно организованное обучение всегда развивает, однако развивающая функция реализуется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.
  5. Дидактикос(поучающий), Дидаско(изучающий), Дидактика – часть педагогики разрабатывающая проблемы обучения и образования.  Система профессионального(производственного) обучения - принятая в программах и осуществляемая на практике группировка и последовательность изучения данного материала. Исторически первой системой обучения(дидактики) является система И.Ф.Гербарта(нем.ученый 1776-1841гг.). Критически переосмысленная классно-урочная система Я.А.Каменского(чеш.ученый 1592-1670гг.). Система Гербарта авторитарна: главное лицо-педагог, ясность постановки целей и раскрытие содержания, ассоциативное запоминание, умеренное наказание, карцер. Система Джона Дьюи(америк.философ 1859-1952гг.), от авторитарной системы Гербарта к развитию активности обучаемых, связь с жизненными потребностями, разработан полный акт мышления. Современная система – все лучшее взято из предыдущих систем, предусматривает формирование знаний, общее развитие, процесс обучения отвечает целям и содержаниям образования, развиваются интеллектуальные трудовые умения, система строится по принципу ВОЗПР(Восприятие, Осознание, Запоминание, Применение, Результат). Категории дидактики:1).преподавание-передавание знаний. 2).учение - процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов. Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
  6. Пп
  7. Инженер-Педагог - центральная фигура в учебных заведениях профессионально-технического образования. Благодаря его деятельности осуществляется действующая преемственность поколений рабочего класса от коллектива до коллектива, от среды до среды, которая оказывает содействие созданию условий, которые обеспечивают всестороннее развитие профессиональной подготовки молодых рабочих. Но именно этим обусловленна сложность и ответственность работы инженера-педагога так как, чем выше уровень развития науки и техники, тем совершеннее орудие работы, выше культура самих производителей и в целом культура производства, усложняется процесс обучения и воспитания будущих молодых специалистов, которые требуют от инженера-педагога новых знаний, умений и привычек. Личностные качества инженера-педагога влияют на результаты его работы, которые меняются в зависимости от специальных и педагогических способностей инженера-педагога и творческого их использования. Студент, который выбрал профессию инженера-педагога должен иметь такие функции: – конструктивной (отбор учебно-воспитательной информации, необходимой для развития познавательной деятельности учеников, а также отбор форм и методов ее передачи). – организаторской (реализация отобранной информации с помощью разных педагогических средств). – коммуникативной функцией – обеспечивающей организацию взаимоотношений между инженером-педагогом и учениками, т.е. установление контакта, который выражается во взаимопонимании взаимоуважении, доверии друг к другу.
  8. Принципы-основные правила, которыми руководствуется педагог в процессе обучения. 1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме. 2. Принцип наглядности  является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. 3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать. 4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. 5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. 6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире. 7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности.
  9. Аа
  10. Аа
  11. Аа
  12. Аа
  13. Аа
  14. Аа
  15. Аа
  16. Аа
  17. Метод – средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Существуют различные подходы к определению этого понятия. Метод - это способ деятельности учителя и учащихся; - это совокупность приемов работы; - это путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; - это система действий учителя и учащихся.
  18. Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций. В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал: использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя); своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов); активизация восприятия и понимания студентов.
  19. Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основным видом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности. Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы. Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами. При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы. В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Демонстрационное оборудование, печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели. Наглядные пособия выполняют следующие функции: – ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; – наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности; – наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса.  Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Педагогика"