Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. со­держится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспита­ние - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого вос­питания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего  воспитания привлекала внимание прогрессивной  общественности, что отразилось в  творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах ука­занных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ре­бенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предло­жения к совершенствованию воспитания детей в семье, предпола­гающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного вос­питания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассмат­ривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие само­деятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень се­мейного воспитания, о котором писали исследователи того перио­да, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые забо­тятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему  воспитанию свидетельствует организация  так называемого «Роди­тельского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопро­са. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейно­го воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К со­жалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью  как источник формирования у детей  национальных чувств и идеа­лов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне револю­ции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обуслов­ленную социальными и национальными проблемами. Каковы на­циональные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духов­но семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологиче­ски, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуаль­ность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного  воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и  обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуаль­ными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как  гражданина, имеющего обязанности перед  семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, ин­дивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В  связи с развернувшейся борьбой  с религией умень­шилось ее положительное влияние на семью и семейное воспита­ние. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспита­нию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых норматив­ных документов советского правительства о народном просвеще­нии, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

5 вопрос  Семейное и общественное  воспитание: общее и особенное

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между  соответствующими педагогическими  явлениями, «родственны» между собой. «Роднит» их предмет, который они  изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из отраслей современной  педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности  воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного  процесса. В зависимости от указанных  особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном.

На сегодняшний дней область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей  стране осуществлялась государственная  политика, ориентированная преимущественно  на общественное воспитание, что  принижало роль семьи как социального  института, делало малоактуальным  изучение теории и практики  семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним  из сложнейших образований в  истории человечества, имеет много  взаимосвязанных направлений своей  деятельности (функций), поэтому изучение  особенностей семейного воспитания  невозможно вести автономно, в  рамках одной педагогики: необходим  междисциплинарный комплексный  подход.

3. Семейная жизнь и домашнее  воспитание – сложные предметы  научного исследования, поскольку  зачастую представляют собой  «тайну за семью печатями»,  в которую люди неохотно впускают  посторонних, в том числе и  исследователей.

4. Исследование семьи требует  разработки и применения, наряду  с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье  всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально  подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

Две ветви воспитания –  в семье и в общественных учреждениях  – сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю  человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой  неоднозначные явления: им присуще  много общего, но имеются и важные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и  общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в  обществе на определенном этапе его  развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в  семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими  словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются  в целях, принципах, содержании общественного  и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных  учреждениях цель носит объективный  характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых  ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления  конкретной семьи о том, каким  она хочет вырастить своих  детей. При этом во внимание принимаются  реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.

Таким образом, цели семейного  и общественного воспитания могут  не совпадать, а иногда и противоречить  друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны»  в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.

Методы воспитания, которые  используются в детском саду (или  другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической  сущности, эффективности воздействия  на ребенка.

В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается  больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье  складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части  современных семей воспитательная система не столь научна, как в  дошкольном учреждении, школе, она в  большей степени базируется на бытовых  представлениях о ребенке, средствах  и методах воздействия на него.

Воспитательная система  семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апро-бируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего  воспитания складывается в семье, где  взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают  условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов  ребенка, удовлетворение лишь его самых  необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы –  это тоже признаки системы домашнего  воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению  к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь  субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах  «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для  этой цели (детскими садами, школами  и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов  воспитания в общественном образовательном  учреждении имеет институционально-ролевой  характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями  педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости  от его личностных качеств. Однако отношения  «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги», «педагог-администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Приведем схему, разработанную  Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где  рассматриваются недостатки и положительные  стороны общественного и семейного  воспитания (табл. 1).

Сравнение общественного  и семейного воспитания

Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя  с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспи-тателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста

Сравнительно мягкие отношения между  родителями и ребенком, эмоциональная насы-щенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный  режим дня. Возможность общаться с детьми-родствен-никами разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспи-тания и обучения дошкольников, педаго-гических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

Условия жизни и быта научно разработаны  для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и  возможностям дошкольников, понимание  их духовных потреб-ностей

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула  их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений  у родителей о воспитании, использование  родителями случай-ной педагогической литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных  традиций и элементов целенаправленного  воспитания.

Стремление взрослых создать в  семье условия для себя, непонимание  ими важности этих условий для  ребенка

Непонимание возрастных особенностей дош-кольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать  не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную харак-теристику, проанализировать свои методы воспитания

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"