Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ре¬бенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир  не по своему желанию и хотению: в  этом «повинны» родители, поэтому  не следует сетовать на то, что малыш  в чем-то не оправдал их ожидания, а  уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили»  ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в  воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения  к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о  нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо при¬знать  самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять  его индивиду¬альное своеобразие  и право проявлять свое «Я»  на том уровне раз-вития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с ка¬ким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, род¬ственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает есть ложкой, да еще пальцы в та¬релку запускает». Оставим «за кадром» выяснение причин несоот¬ветствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные «осо¬бенности» поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не «здесь и сейчас», и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную так¬тику: иначе требования «повиснут» в воздухе.

Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принци¬па  гуманности: избегать сравнения ребенка  с кем-либо (с родите¬лями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не при¬зывать быть похожим  на тот или иной эталон, образец  поведения. Наоборот, важно учить  ребенка быть самим собой. А чтобы  дви¬гаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегод¬ня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь  сделать еще лучше». Такая линия  воспитания, в которой проявляется  опти¬мизм взрослых, вера в возможности  ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, умень¬шает число внешних и внутренних конфликтов и способствует ук¬реплению  психического и физического здоровья ребенка.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности  или физические недо¬статки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей не¬полноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны прими¬риться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, пре¬одолеть которую полностью не удастся. Далее следует постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он обречен жить с таким недостатком и к нему надо спокойно относиться. Конечно, сделать это очень непросто, потому что в детском саду, школе, на улице возможны любопытные взгляды, реплики, смех и прочие проявления душевной грубости детей, взрослых, даже педагогов-профессионалов. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узна¬ют, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, досто¬инства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.

Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и де¬тей и  предполагает, что эти отношения  строятся на доверии, вза¬имном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пе¬кутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то пося¬гает. Но они обязаны уважать права  ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и  слезы, право на собствен¬ность. Одним  словом, право ребенка быть тем, что  он есть, - его право на текущий  час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей  достаточно распространена позиция  по отношению к ребенку - «стань таким, как я хочу». И хотя дела¬ется  это из хороших побуждений, но по существу это пренебреже¬ние к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива. Например, постоянно торопят медлительного  ребенка («как ты будешь успевать в  школе?»), запрещают общаться с другом («он из плохой семьи»), заставляют есть нелюбимое блю¬до («в жизни все придется есть, а не по выбору») и т.д. Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто не да¬вал права решать за него его судьбу, тем более по своему усмотре¬нию ломать его жизнь. Родители обязаны любить, понимать, ува¬жать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. В связи с этим по¬лезно следовать заветам педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского, призывающего взрослых ощущать в себе детство, мудро относить¬ся к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок на¬ходится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспи¬тания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развер¬тываться  в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического  воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются  не только в содержании, но и в  средствах, методах, приемах, отве¬чающих  возрастным особенностям и индивидуальным возможно¬стям детей. Например, чтобы  переключить ребенка раннего  воз¬раста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвле¬чения, в воспитании детей 5-6 лет он уже  «не сыграет», здесь уме¬стны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание пред¬ставляет собой процесс  длительный, результаты которого «про¬растают»  не сразу, часто много времени  спустя. Однако бесспорно, что они  тем реальнее, чем планомернее  и последовательнее осуще¬ствляется  воспитание ребенка.

Последовательность и  планомерность воспитательной деятель¬ности  взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие  люди ведут себя с ребенком в тех  или иных ситуациях сходным об¬разом, одинаково ровно по отношению  к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно  делать, а что не разрешается. Благо¬даря этому он начинает осознавать границы  своей свободы, а зна¬чит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода  других. Не бу¬дет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня  в день приучают его к самостоятельности. прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоцииру¬ется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом вос¬питании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельно¬сти, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при после¬довательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетер¬пением, зачастую не понимая, что для формирования того или ино¬го качества, свойства ребенка необходимо многократно  и разнооб¬разно воздействовать на него, они желают видеть «продукт»  своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что  ребенка воспитывают не только и  не столько слова, но вся среда  родного дома, его атмосфера, о  чем мы говорили выше. Так, ре¬бенку говорят об аккуратности, предъявляют  требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день ви-дит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в вос¬питании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздра-житель (вид беспорядка в доме), чем словесный («убери все на ме¬сто!»), не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезоргани¬зуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные «атаки» взрослых. Например, приехавшая погостить к детям ба¬бушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительско¬го собрания в детском саду (чтения популярной психолого-педа¬гогической литературы) начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в решение головоломок. Сама по себе такая ра¬бота заслуживает положительной оценки, если не «выливается» в кратковременное массированное воздействие на ребенка.

Принцип комплексности и  систематичности. Суть принципа за¬ключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влия¬ние на личность через систему целей, содержания, средств и мето¬дов воспитания, при  этом учитываются все факторы  и стороны пе¬дагогического процесса. Известно, что современный ребенок  рас¬тет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая  не ограничивается рамками семьи. С  малых лет ребенок слушает  радио, смотрит телевизор, выходит  на прогулку, где общается с разными  по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окруже¬ние в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. стано¬вится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смот¬рят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошло¬сти и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно ли усилить развивающее влияние одних факторов воспитания и сни¬зить разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит семье, поскольку она имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интер¬претацию другим (объяснить, например, почему не следует упот¬реблять те или иные выражения, тем более - ненормативную лекси¬ку), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем са¬мым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития).

Научная педагогика условно  дифференцирует целостный про¬цесс формирования личности на отдельные  виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок ос¬ваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют  деятель¬ность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Со¬гласно  научным данным, семья, по сравнению  с общественными институтами  воспитания, обладает особыми возможностями  раз¬вить детей нравственно, приобщить  к труду, ввести в мир культу¬ры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются  основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется  эстетическое восприятие ок¬ружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители пони¬мают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстети¬ческое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оп¬тимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организу¬ют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому ос¬новное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблю¬дается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обя¬занностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полно-ценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, жела¬ния трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева).

Принцип согласованности  в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается  в том, что оно осу¬ществляется  разными лицами: членами семьи, профессиональными  педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей ма¬ленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского са-да, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необхо¬димо согласование целей, содержания воспитательной деятельно¬сти, средств и методов ее осуществления. В противном случае по¬лучится, как в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак да щу¬ка». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются зна-чительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с воз¬растом все само наладится. Несогласованность требований и под¬ходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Построение процесса домашнего  воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руко¬водить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и  всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать  их развитию.

13 вопрос ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПОТЕНЦИАЛЕ СЕМЬИ

Как отмечалось в предыдущей главе, среди разнообразных функций  семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспи¬тание подрастающего  поколения. Эта функция пронизывает  всю жизнь семьи и связана  со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного  воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют  растить и способствовать развитию собственных детей, дру¬гие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоя¬тельств (тяжелые  болезни, потеря работы и средств  к существова¬нию, аморальное поведение  и др.), четвертые просто не придают  этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители ис¬пользуют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) по¬тенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно не¬давно и не имеет  однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жиз¬недеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные пред¬посылки и могут в большей  или меньшей степени обеспечить успеш¬ное развитие ребенка. Принимаются  во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования  родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может  гарантировать тот или иной уровень  воспитания в семье: их следует рассматривать  только в совокупности.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"