Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Семья представляет собой  разновозрастную социальную группу, где, как правило, совместно проживают 2-4 поколения, имеющих разную жизненную позицию, идеалы, убеждения. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи, так как при этом обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни.

Воспитательная функция  семьи зависит и от ее структуры, т.е. строения семьи, выступающей как  единство устойчивых взаимосвязей между  ее членами. Семья с ее порядком является для ребенка основой построения соответствующих понятий, это государство  в миниатюре. Выделяются разные семьи  по структуре, например неполная семья, состоящая из ребенка и одного взрослого, чаще всего матери; двух- и трехпоколенные семьи, когда совместно проживают несколько поколений. В ряде исследований подчеркивается роль старшего поколения в воспитании детей, например бабушки лучше организуют игру, труд детей. Исследования показали, что молодые семьи несколько более стабильны, если супруги проживают совместно с родителями, поскольку в семьях возникает ряд дополнительных факторов, оказывающих влияние на процесс стабилизации семьи.

В настоящее время учеными  поднимается такая важная проблема, как влияние эмоций, стрессов на внутриутробное развитие ребенка. С  точки зрения современной генетики и эмбриологии, жизнь человека начинается не с рождения, а с момента зачатия. С середины XX века в зарубежной педагогике интенсивными темпами развивается  новая самостоятельная отрасль  педагогических знаний – «пренатальная  педагогика».

Длительный период в отечественной  дошкольной педагогике развитие и воспитание детей целенаправленно рассматривалось  лишь с момента рождения. Развитие науки позволило взглянуть на проблему по-новому. Известно, что новая  жизнь начинается со слияния двух ядер клеток мужчины и женщины, содержащих в себе неповторимый генетический материал. Появление зиготы – первой клетки вновь образованной жизни – несет  в себе информацию, записанную на генетическом коде 46 хромосом. Она во многом определяет анатомо-физиологические и психологические  особенности ребенка.

Ученые считают, что зародыш  очень чувствителен к нервным  стрессам матери. В первые месяцы беременности эти стрессы могут даже привести к различным уродствам плода  – «заячьей губе» (расщепление верхнего нёба), «волчьей пасти» (несросшееся  нёбо) и др. Последнее доказано в  опытах над животными, проводимых в  лаборатории проф. И.А. Аршавского: удар током или вой сирены часто  имели такие результаты.

Сейчас все чаще говорят  о влиянии различных факторов на развитие ребенка во внутриутробном периоде. Например, психика нежеланного  ребенка травмируется еще до его  рождения. При длительных нервных  состояниях матери образуется избыточное количество гормонов, отрицательно влияющее на формирование мозга ребенка. Работы американского врача и психолога  С. Графа показали, что здоровье человека и его болезни почти фатально зависят от дородового периода жизни  и момента родов. Психические  травмы, полученные при родах, могут  наложить отпечаток на всю последующую  жизнь человека.

Исследователи отмечают особенно быстрый, интенсивный темп развития плода. Так, на 1-й неделе развития он имеет 9 мм в длину, на 20-й – 20 мм, на 28-й – 35 мм. Это уже начало жизнеспособности. К третьему месяцу внутриутробного  развития у нерожденного ребенка  развиваются все системы, необходимые  для его жизнеобеспечения после  рождения. Остальные 

6 месяцев эти системы  созревают и учатся работать  совместно под руководством мозга.  К концу беременности у ребенка  появляются подкожные жировые  отложения, обеспечивающие ему  сохранение тепла. На первом  месяце внутриутробного развития  плод увеличивается в 10 тыс.  раз, на 2-м – в 74 раза. В последующие  месяцы скорость развития снижается  до 0,3. Наукой доказан факт, что  ребенок во чреве будущей матери слышит, реагирует на боль, давление, громкие звуки, сосет, глотает, улыбается. К пятой неделе эмбрион уже может двигать руками и туловищем, выражать свое удовольствие и неудовольствие кивками и гримасами. К 4-му месяцу у него развивается мимика, он может улыбаться, хмуриться. Еще через несколько недель он реагирует на прикосновение, вот почему так важно матери гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласки.

Самый любимый звук для  ребенка – это сердцебиение его  матери. Ученые обнаружили, что новорожденные  дети предпочитают детские стихи, которые  им были прочитаны мамой вслух  до их рождения, стихам, которые она  не читала. С. Граф считает, что нерожденный  ребенок воспринимает такие состояния  матери во время беременности, как  хроническая тревожность, напряжение, эмоциональный стресс. Эти пренатальные впечатления переходят на уровень  подсознания. Поэтому во время беременности необходимо уделять внимание не только физическому, но и психическому здоровью женщины.

Таким образом, жизнь и  воспитание ребенка начинаются задолго  до его рождения, и будущим родителям  необходимо учитывать этот факт.

Отечественные ученые считают, что первые 36 часов после родов  – сенситивный период для матери. Если в этот период ей предоставляется  возможность непосредственного  общения с новорожденным, контакт  «кожа-кожа», то у нее возникает  интимная душевная связь с ребенком. Если не упускать сенситивный период, то поведение матери спокойное; дети чаще улыбаются.

В семьях наиболее часто наблюдаются  два полярных характера воспитания – авторитарное и свободное. Авторитарное воспитание – это тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность. Такие родители злоупотребляют ограничениями, требуют  беспрекословного себе подчинения. В  качестве примера можно привести типичную реакцию родителей на справедливые настояния ребенка: «Замолчи! Делай, как тебе говорят! Отстань!» и  т.п. В таких условиях дети, особенно мальчики, растут либо агрессивными, либо безвольными. Частые запреты отрицательно влияют на психику детей.

Родители, которые придерживаются принципа свободного воспитания, считают, что ребенок должен развиваются  без ограничений, обязанностей. В  условиях вседозволенности может сформироваться личность, не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание права  и интересы других людей. Многие родители думают, что неприятности с детьми происходят «вдруг», но это «вдруг»  подготовлено и обусловлено целым  рядом обстоятельств, которых они  не замечали.

Родители, уважающие личность ребенка, считаются с его мнением, потребностями, интересами, стремятся  понять смысл его поступков, посмотреть на ситуацию его глазами.

В.А. Сухомлинский писал о  своей твердой убежденности в  том, что есть качества души, без  которых человек не может стать  настоящим воспитателем, и среди  этих качеств на первом месте –  умение проникать в духовный мир  ребенка. Беду многих учителей он видел  в том, что они забывают: ученик – прежде всего живой человек, вступивший в мир человеческих взаимоотношений. Эти мысли известного педагога относятся  и к родителям.

Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания. К ним относятся:

– отсутствие у родителей  программы воспитания, стихийный  характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление  о дошкольнике как об уменьшенной  копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение  и деятельность ребенка, а его  личность;

–      однообразие  и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения  взрослых с детьми;

–      неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей  допускаются ошибки, которые связаны  с неправильным представлением родителей  о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткость к ребенку сочетают с попустительством.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится  в ряде работ 

(Е.П. Арнаутова, Л.В.  Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова  и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

2 вопрос. Связь семейной педагогики  с другими науками

Семья является сложнейшей подсистемой  общества и выполняет разнообразные  социальные функции. Поэтому она  служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны  ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из наук касается вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.

Философия – наука, разрабатывающая  систему общих принципов и  способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической  основой осмысления опыта домашнего  воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию  семья интересует как важнейшая  сфера самореализации человека. Испокон  веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или  меньшей степени сопряжены с  такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение  к миру; поиски смысла жизни, любви; соотношение добра и зла и  др.

Демография изучает состояние  и тенденции развития современной  семьи. Данные этих наук используются для определения государственной  семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью  как социальный институт, как универсальный  фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация  и этапы семейной жизни. Экономика  изучает хозяйственную сторону  жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей  и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. История изучает  становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического  развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. Для этики  важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции.

В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые  глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика  менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в  далекое прошлое. В связи с  этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего  воспитания. Семья как социальная группа является одним из объектов изучения психологии. Исследуются особенности  общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической  атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Семья и семейные отношения  традиционно входили в круг научных  интересов медицины, физиологии. В  настоящее время актуальны исследуемые  этими науками проблемы здорового  образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения  полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о  наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Международной проблемой стали  физические и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные  нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни  родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам.

Генетика – наука, рассматривающая  комплекс проблем, связанных с наследственностью. Педагогику интересует семья как  первый и самый мощный воспитатель  ребенка, она изучает пути повышения  педагогической культуры родителей, формы  взаимодействия семьи с другими  социальными институтами.

Очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия  назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так  и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит  междисциплинарный подход и системный  анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Фамилистика – комплексная системная  наука о семье. (Название было предложено видными отечественными философами А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским в 1978 г.) В настоящий момент она находится  в стадии своего формирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"