Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

1 вопрос. Семейная педагогика как  наука

Педагогика – это наука  о закономерностях воспитания подрастающего  поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, на тех  или иных возрастных этапах – педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней школы; в условиях профессиональной подготовки – педагогика высшей школы, средних  специальных учебных заведений; при интеллектуальной недостаточности  – коррекционная педагогика и  др.

Указанные отрасли педагогической науки объединяют: единая цель, задачи, методологи-ческие основы. Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по инсти-туциональному признаку, то есть по тому социальному институту – семье, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения.

Семейная педагогика –  это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий  семейного воспитания, их потенциальные  возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям  по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы  воспитания, обнаруживает трудности  и помогает найти верное решение.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли  научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объект семейной педагогики – состояние  и основные тенденции развития семьи  как воспитательного института. Предметсемейной педагогики – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние  этого процесса на становление личности ребенка.

 

Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах с  детьми все будет хорошо, а при  каких непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.

Цель воспитания ребенка  в семье и в детском саду – всестороннее развитие личности.

В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных  форм, как, например, занятие или  уроки. Воспитание осуществляется через  жизнедеятельность семьи путем  индивидуального воздействия на ребенка.

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. К.Д. Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же ни куда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Это утверждает и П.Ф. Каптерев.

Цель педагогики – вспомоществование  правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и  психическому росту. Родители могут  рассчитывать на успех в воспитании детей только тогда, когда они  твердо знают, чего добиваются, ясно ставят перед собой определенные педагогические задачи. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной теории семейного  воспитания – писал, что «испорченность»  ребенка школьного или дошкольного  возраста есть результат системы  семейного воспитания, за которую  расплачивается все-таки один воспитанник. По его мнению, сплошь и рядом  приходится наблюдать – как родители в семье, так и воспитатели  в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять  к нему те или другие воспитательные меры.

Семейное воспитание –  это одна из форм воспитания подрастающего  поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей  с объективным влиянием жизнедеятельности  семьи. Стихийные воздействия –  это неосознанные, неконтролируемые воздействия, например, манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются  и влияют на ребенка изо дня  в день.

В семье происходит ни с  чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Особую роль играет семья  в воспитании ребенка-дошкольника, поскольку это первая и часто  почти единственная среда, формирующая  его личность. Дошкольное детство  – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и  обучение. Семья для дошкольника  – «социальный микрокосм», в котором  он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого  общежития, усваивает нравственные ценности.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят исследования, посвященные  проблеме осознания детьми своего опыта  в семье и детском доме. Так, в семье ребенок получает представление  о семейных ролях, супружеских, родительских функциях; он усваивает навыки социального  поведения, подражая поведению родителей. Ребенок, воспитываемый в детском  доме, лишен возможности усваивать  первичные представления о будущих  семейных обязанностях и функциях, ролевом поведении в семье.

Психическая депривация – различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников и в будущем может явиться причиной неблагоприятно складывающихся супружеских отношений. В условиях детского дома, по сравнению с семьей, затруднено формирование у воспитанников представлений о «мужественности», и «женственности», воспитание семейно-бытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства и т.п.

Сравнительные исследования психического и личностного развития детей, растущих вне семьи, показывают, что, несмотря на возрастные и индивидуальные отличия, дети, воспитывающиеся в  закрытых детских учреждениях, имеют  ряд общих черт: отсутствие особой привязанности к людям, инициативы в различных видах деятельности; недостаточная познавательная активность, ситуативность поведения и мышления. У детей, растущих вне семьи, нарушена трансформация объективного в субъективное, познаваемое эмоционально не переживается ребенком, а общественно-значимое не превращается в личностно-значимое. Это приводит к тому, что у детей оказывается неразвитым или деформированным пристрастное отношение к миру, окружающим людям и к себе, что ведет, в свою очередь, к отсутствию привязанностей, дефициту любви и ласки, снижению познавательных интересов и т.д.

В детском доме ребенок  является объектом ухода, воспитания и  обучения, но частая сменяемость взрослых разрывает непрерывность отношений  и опыта ребенка, «дробит» его  жизнь на кусочки. К детям осуществляется преимущественно групповой подход, практически отсутствуют индивидуальные контакты, что затрудняет осознание ребенком своего «я». В детском доме даже самые хорошие воспитатели – лишь носители знаний, образцов поведения, поощрения и наказания, но они не становятся источником жизненного смысла самого ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. В семье же все воздействия на ребенка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.

Исследователи отмечают, что  воспитывающийся в семье ребенок  активен, инициативен, открыт, доброжелателен, доверчив к окружающим людям, проявляет  высокий уровень любознательности, жизнерадостен, что свидетельствует  о его положительном самоощущении.

У детей, воспитывающихся  в Доме ребенка, значительно снижена  инициативность, любознательность, жизнерадостность; очень бедны положительные эмоции. У них наблюдается однообразие  в поведении, общении, что объясняется  отсутствием материнской любви, ласки. Установлена следующая закономерность: чем быстрее мать отвечает в первые месяцы жизни младенца на его сигналы  о дискомфорте, тем разнообразнее  и длительнее он играет с игрушками  во втором полугодии жизни.

Включение дошкольника в  детский коллектив становится как  бы «пробным камнем» для семейного  воспитания, для уровня социального  развития ребенка. В общении с  детьми, в той позиции, которую  он займет по отношению к коллективу, как в зеркале, отразятся все  особенности воспитания в семье. Специфика взаимосвязи родителей  и детей закрепляется в поведении  последних и становится моделью  их дальнейшего контакта с окружающими.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой  авторитет, к которому в любую  минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями  и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

О роли родительского авторитета говорил А.С. Макаренко. Он считал, что  без авторитета невозможен воспитатель. По его мнению, смысл родительского  авторитета в том, что он не требует  никаких доказательств, что он принимается  как несомненное достоинство  старшего, как его сила и ценность, видимая детским глазом. В работах  А.С. Макаренко говорится о разных видах ложного авторитета – подкупа, чванства, резонерства и т.п. По его мнению, главным основанием родительского авторитета могут быть: работа родителей, их гражданское лицо, поведение, знание интересов, склонностей своего ребенка, его отношения к людям.

О неприятностях и конфликтах детей родители не должны узнавать неожиданно, их необходимо предугадывать  и предупреждать, оказывать ребенку  своевременную помощь.

Родительский пример и  авторитет – специфическая форма  передачи социального, в том числе  нравственного опыта старшего поколения  младшему, важнейший механизм социального  наследования.

Но не всегда семья оказывает  положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная  атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Педагоги говорят о такой парадоксальной ситуации, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой  родителей, и наоборот, в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

Таким образом, конфликтная  атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в  развитии личности ребенка. Статистически  доказано, что лишь 12% аномалий психики  проявляются в раннем возрасте как  следствие врожденного дефекта, 88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного  воспитания. Если в семье постоянно  царит напряжение, повторяются ссоры, ребенок чувствует себя несчастным.

Основа семейного воспитания – эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в  глубокой и кровной любви родителей  к детям и детей к родителям. Особо ярко проявляется привязанность  матери к своему малышу. Вначале  она как бы обусловлена биологически (кровное родство), но постепенно все  более и более окрашивается социально  значимыми чувствами. Любовь малыша к матери не дана ему от рождения, однако постоянное близкое общение  с нею вызывает ответную любовь, которая сохраняется на всю жизнь. Ребенок ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радость и удовольствия исходят от родных. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка  к общению, к совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности, то есть замедлению усвоения норм, правил, привычек социального поведения  и даже к формированию асоциального поведения.

Особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка  со стороны родителей и других взрослых членов семьи.

Воспитательный процесс  в семье – явление своеобразное, не имеет начала и конца, осуществляемый постоянно, словом и делом, поступком  и интонацией. Этот процесс форм организованности и четкости, свойственных учреждениям общественного воспитания.

Установлено, что чем выше образование и культурный уровень  родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образо-ванной матери, которая проводит с ребенком хотя и меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения количества времени для общения родителей и детей не дает положительных результатов, не обогатит общения в случае духовной неподготовленности взрослых устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются объективные  возможности для естественного  включения ребенка в ее бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду), опосредованное приобщение ребенка  к труду родителей. В исследованиях  Д.О. Дзинтере, Т.А. Марковой, Л.В. Загик  отмечается: если ребенок-дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет  трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает  уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Трудовое воспитание детей  в семье оказывает положительное  влияние на семейные взаимоотношения  родителей и детей. Приобщая ребенка  к домашнему труду, к совместной деятельности с взрослым, родители способствуют развитию коллекти-вистской направленности его поведения и среди сверстников.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"