Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

На потенциал нации  влияют не только количественные, но и  ка¬чественные отклонения в воспроизводстве  населения. У современ¬ных новорожденных  детей низкие качественные показатели - явле¬ние достаточно частое. Так, в  России из десяти родившихся детей  девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, пло¬хо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфек¬ций, подвержены радиации и т.д. Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклоне¬ния, у часто (с интервалом в 1-1,5 года) рожающих женщин, орга¬низм которых не успевает восстановиться от прежних родов.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наслед¬ственные  дефекты, в также их воспитание сопряжены  с огромными издержками как нервно-психического, так и материального харак¬тера. Семьи с такими детьми оказываются  в очень сложном поло¬жении. От новорожденных детей с выраженными  признаками тя¬желой болезни, уродства родители нередко отказываются, взвали¬вая заботы о своих малышах на плечи  государства. Со стороны общества требуются  дополнительные затраты на содержание и ле¬чение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или  коррекционных учрежде¬ний, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторожде¬ние: сколько  и когда, с какими интервалами  появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а  также качество здо¬ровья значительно  влияют на выполнение семьей ее воспитатель¬ной  функции.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйст¬венные потребности  собственной семьи. Каждая семья  осуществля¬ет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жиз¬ни: покупка продуктов и приготовление  пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жили¬ща; содержание в порядке одежды, обуви  и других предметов оби¬хода и  т.п. Для многих семей в понятие  «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить  продукты овощеводства, садоводства, животноводст¬ва  и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось  новыми формами, такими, как арендный подряд, коо¬ператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования  нормальной семьи - ее экономическая  общность. Семейная экономика требует  планирова¬ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после  своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в  котором сбалансированы доходы и  расходы семьи, по¬требности и возможности  их удовлетворения. Бюджет лежит в  ос¬нове ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашне¬го быта большинства  современных семей учитываются  интересы не только старших, но и младших  членов; забота о детях обычно сто¬ит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство суще¬ственным  образом меняет психологический  климат семьи, позволя¬ет справедливо  удовлетворять потребности всех ее членов. Благо¬даря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи  установили, что для мирной се¬мейной  жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить  деньги и на каких бюджетных статьях  экономить.

Важно, чтобы хозяйственная  функция была общей для всех чле¬нов  семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распре¬деление домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями  представляется наиболее благоприятным  условием для нравственного и  трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человече¬ские отношения  людей друг к другу, их привычки, вкусы, формиру¬ются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить  пищу, убрать жилище, привести в порядок  одежду и т.д.) члены се¬мьи имеют  возможность проявить заботу друг о  друге, оказать вни¬мание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привыч¬кам, вкусам близких. Вот сын-первоклассник  достал из почтового ящика газету. Ее можно просто положить в прихожей на столик, но мальчик помнит, что  первой газету читает бабушка и всегда долго ищет свои очки. Поэтому он кладет газету рядом с бабушкиным креслом, а сверху помещает очки. Помогая  маме накрывать стол к обеду, пятилетний Саша ставит судок со специями ближе  к папиной тарелке, зная его пристрастие  к острой пище.

При ведении домашнего  хозяйства приходится принимать  раз¬личные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремон¬тировать кухню и т.д. В большинстве современных  семей складыва-ются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равно¬мерно  распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей - основная социально-психоло¬гическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя на¬зывают главой семьи. В патриархальных семьях обычно в таком ка¬честве выступал старший мужчина семьи, ему принадлежало послед¬нее слово при решении домашних проблем. По сравнению с про¬шлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство се¬годня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благо¬устройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудирован¬ность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициати¬ву в той или иной области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация до¬суга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.). Лидер включается в дело сам и организует семью на достижение поставленной цели.

Руководство семьей проявляется  в разных формах: авторитар¬ной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому  выполнению функций от¬дельными  ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической  форме руководства право ре-шающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж -главный кулинар, а жена - своеобразный интеллектуальный центр, «руководитель» образовательной деятельности детей.

В послереволюционный период активно формировалось пред¬ставление о том, что домашнее хозяйство  при социализме является досадным пережитком патриархальной семьи прошлого, который  на¬до как можно скорее преодолеть Каким образом? Открыть общест¬венные столовые, центральные кухни, прачечные, создать специаль¬ные бригады для уборки домашних помещений и т.д. Посмотрите на такую перспективу развития семьи глазами педагога и выскажите все «за» и «против», исходя из интересов ребенка

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных по¬требностей. Изучение уровня «социального самочувствия»  показа¬ло, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современ¬ной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в  условиях различных социально-эко¬номических потрясений, при нарастании в обществе отчужденно¬сти, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья  как психологическое убежище  выступает источником стабильности и для конкретного человека и  для страны в целом. Так было в годы революций, войн, когда мысли, заботы о близких согревали, при-давали силы, помогали выжить. И сегодня многие семьи, попав¬шие в чрезвычайно тяжелые обстоятельства, не опускают руки, не впадают в отчаяние, всеми силами стараясь поддержать близких, заботиться друг о друге, не омрачать детство ребенка. В этом проявляется и любовь к семье, и обостренное чувство ответствен¬ности за ее благополучие. Но восстановительная роль современ-ной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи  обеспечивается гуманными вза¬имоотношениями, атмосферой доверительности, которая  распо¬лагает и больших, и маленьких  членов семьи выразить свое эмо-циональное состояние, высказать сомнения, поделиться радо¬стью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверен¬ность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Опти¬мистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, пол¬ноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия  физи-ческой культурой и т.д. Здесь прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло до-машнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

Особая роль в восстановительной  функции семьи принадлежит умело  организованному досугу. Под досугом  понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается  по своему выбо¬ру и усмотрению. В русском языке слово «досуг»  появилось в XV в., произошло от глагола  «досягать», буквально означало - время, ко¬гда можно что-то достичь.

Досуг выполняет специфическую  роль, которая направлена на поддержание  семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности  досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми  членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, про¬смотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение  музея и т.д.). И тут опять  велика зависимость от налаженности бы¬та семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства - совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время  для отдыха. При пла¬нировании  расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы  «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Наиболее популярными  формами проведения свободного вре¬мени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепе¬редач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, со¬брались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о про¬веденном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье -лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено. Превра¬щение телевизора в «теленяньку», когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельст¬вуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систе¬му, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста пе¬редачу. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.

В некоторых семьях сохранились  прекрасные традиции семей¬ного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, до-суг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

Воспитательная функция - важнейшая функция семья, заклю¬чающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому  выражению философа Н.Я.Соловьева, «семья - вос-питательная колыбель человека». Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва¬ют. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудни¬честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют  три  аспекта  воспитательной  функции  семьи (И.В.Гребенников).

1. Воспитание ребенка,  формирование его личности, развитие  спо¬собностей. Семья выступает  посредником между ребенком и  обще¬ством, служит передаче ему  социального опыта. Через внутрисемейное  общение ребенок усваивает принятые  в данном обществе нормы и  формы поведения, нравственные  ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается  самым действен¬ным воспитателем, особенно в первые годы жизни  человека. (Подробнее об этом - в  последующих главах.)

2. Систематическое воспитательное  воздействие семейного кол¬лектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. В  каждой семье вырабатывается  своя индивидуальная система  воспитания, основу которой составляют  те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует,  что в его поведении, словах  пораду¬ет, а что огорчит близких.  Затем он начинает понимать  «семейное кредо» - так в нашей  семье не делают, в нашей семье  поступают иначе. Исходя из  этого кредо, семейный коллектив  предъявляет требования к своим  членам, оказывая определенное воздействие.  Воспитание, начинаясь с первых  дней жизни человека, в дальней¬шем  уже никогда его не покидает. Изменяются только формы вос¬питания.  Взрослому сыну вряд ли понравятся  прямые замечания матери по  поводу некорректного поведения,  но он чувствителен к невербальным  средствам воздействия (строгий  взгляд, непрони¬цаемое выражение  лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку,  аналогию с литературным персонажем  и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"