Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену педпгогика.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Эмоц.-волевой  компонент. Для того, чтобы знания переросли вубеждения, органически  вошли в оющ. Сист. взглядов, доминирующих потребностей, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.

Практически-действенный  компонент. Уч.-труд. и обществ. деят-ть вовлекает уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения.

Целостный проц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря преемственности в  обучении, межпредмет. связям.

Соц. и проф. позиция  педагога явл. важнейшим единством  формирования науч. мировоз-я.

 

30. Формирование  политической культуры и гражданственности  у школьников.

Политическое  сознание включает:1. полит. сознательность (насколько чел. овладел мировоз-ми полит. установками, проявл. стойкость  в их проведении в жизнь) 2. полит. мышление (способность глубко осмысливатьполит. события, давать им оценку)

Цель: формир. полит культуры – полит. сознательности, мышления, чувств.

Показатели  полит. культуры: полит. грамотность и акт-ть в полит. самообразовании, умение вести дисскусию, оцен. обществ. явления с общечел. и клас. позиций, отстаивать и пропагандировать свои полит. взгляды.

Ф-ии: 1.соц. (стабилизация внутр. положения в общ-ве), 2.культурно-просвет. 3.воспит., 4. психологич. (стабилизация дух. начала в личности)

Сист. Полит. воспит. вклычает: 1.комплекс целей-функций, 2.содержание и ф-мы гражд. воспит. вшк., общ-ве, СМИ

 Воспитание  патриотизма.

Патриотизм как  кач-во личности проявл. в любви к  своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого ур-ня культуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержат. т. з. патриотич. воспит. осущ. в проц. включения у в акт. созидательный труд на благо своей Родины, формир-я бережного отношения к истории отечетва, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов. Важную роль в патриотич воспит. играет организация работы по изучению гос. символов РБ. Форимир. культуры межнац. общения способ. изучение ин. яз.

31. Формирование  нравственной культуры школьников.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.

В основе нравственного  воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

 

32. Эстетическое  воспитание школьников.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание – один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. ЭВ — процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

 Цель ЭВ  — формирование эстетической  культуры личности, которая включает  в себя такие компоненты: 1)Эстет  восприятие (способность увидеть  в искусстве и жизни прекрасное) 2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния) 3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным) 4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.) 5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте)

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

ЭВ реализуется  прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Показателями  Эст. восп-ти явл. наличие этих 5 комп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Трудовое  воспитание школьников.

Трудовое  воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т. е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется:

1) материальным  результатом;

2) организацией;

3) включением  в систему трудовых отношений всего общества;

4) материальным  вознаграждением.

С организацией производительного труда школа  испытывает большие трудности, причем эти трудности в связи с  переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но увеличиваются В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производительный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образования Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перепективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным. Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания.

Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные и психофизиологические особенности школьников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

 

34. Профессиональное  самоопределение школьников

Труд. воспит-ие- вовлечение уч-ся в организованную труд. деят.

 Проф  ориентация – сист мер, направл на оказание помощи уч-ся в проф самоопределении.

Сист проф ориентации: 1.Проф просвещение, 2.Профдиагностика, 3.Проф консультирование, 4.Проф отбор  направлен напредоставление личности свободы выбора в мире проф-ий, 5.Проф адаптация – проц вхождение в  проф деят-ть.

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Экономическое воспитание школьников как составная часть трудового воспитания школьников.

Экономическая основа жизни общества, специфика  рыночной экономики, на которой базируется современная жизнь, ставят каждого  человека в особые условия, требуя от него специального развития мышления и других качеств. По опыту мировой педагогики развитие качеств для жизни и труда в условиях рыночной экономики считается обязательным для всех учащихся старших классов и взрослых – практических работников. В их комплексе называются:

– важность осознания своей жизненной карьеры с самообеспечением ее;

– умение дорожить рабочим местом, понимание, что оно  не гарантировано пожизненно, трудолюбие, добросовестное отношение к труду  как средству обеспечения достойной  жизни и самовыражения;

– проявление инициативности и предприимчивости во всех делах, а также целеустремленности, организованности, аккуратности и т. д.;

– умение и привычка рассчитывать на себя;

– экономическое  мышление;

– способность  анализировать, обобщать, идентифицировать;

– экономность, бережливость;

– навыки делового общения;

– честность, совестливость, порядочность;

– способность  работать в группе;

– знание домашней экономики;

– любознательность, умение добывать знания. Считается, что  в современной экономической  жизни необходимо владеть определенными деловыми умениями:

– ставить перед  собой реальные цели;

– рассчитывать последовательность движения к цели, не достижимой разовым усилием;

– анализировать  ситуацию и возникшую проблему;

– предвидеть трудности  решения проблемы;

– намечать пути и способы решения проблемы и сопоставлять их со своими возможностями;

– принимать  решения, выбирая обоснованно одно из ряда возможных, рассчитывать этапы  и методы выполнения, средства обеспечения, непосредственные результаты, возможные  побочные и отдаленные последствия;

– самокритично оценивать результат выполненных  действий;

– умение контролировать ход событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Воспитание  физической культуры школьников.

Физическое  воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи  физического воспитания

1) укрепление  здоровья, правильное физическое  развитие;

2) повышение  умственной и физической работоспособности;

3) развитие и  совершенствование природных двигательных  качеств;

4) обучение новым  видам движений.

5) развитие основных  двигательных качеств (силы ловкости, выносливости и др.);

6) формирование  гигиенических навыков.

7) воспитание  нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

8) формирование  потребности в постоянных и  систематических занятиях физкультурой  и спортом.

9) развитие стремления  быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с  дошкольного возраста, физкультура  – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные  формы внеклассной и внешкольной  работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.

 

37. Экологическое  воспитание

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

 

Определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер:

 а) формирование  экологических представлений ;

 б) развитие  экологического сознания и чувств;

 в) формирование  убеждений в необходимости экологической  деятельности;

 г) выработка  навыков и привычек поведения  в природе;

 д) преодоление  в характере учащихся потребительского

 отношения  к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

 во-вторых: огромное  значение психологического аспекта,  который включает в себя:

1) развитие экологического  сознания;

2) формирование значимых целей экологической деятельности.

 Поэтому формирование  экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

 

38. Организация  самовоспитания школьников

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"