Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену педпгогика.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

24. Рациональная  организация учебного труда учащихся –через повышение эффективности обучения:

1. Создание на  каждом уроке таких условий,  чтобы основами изучаемого материала  учащиеся овладевали на самом  уроке, но усваиваться эти основы  должны не механически, а осознанно.

2. Создание возможности  для максимального развития каждого  ученика в условиях коллективной работы.

3. Наличие определенной  структуры. В данном случае  имеется в виду не внешняя  сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя  структура, которая не заметна  для учащихся, но четко продумана  педагогом.

4. Увеличение  доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

5. Соблюдение  межпредметных и внутрипредметных  связей. Главное - дать учащимся  не только систему определенных  знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

6. Сокращение  времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос.

Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

7. Уровень общеинтеллектуальных  навыков учащихся (прежде всего  вычислительных и навыков чтения).

 

25. Процесс  воспитания, его структура и особенности.

Воспитание  – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.

Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей  системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

Наиболее общие  явные функции воспитания :

1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

По  содержанию исследователи делят  воспитание на:

1) умственное;2) трудовое;3) физическое;4) нравственное;5) эстетическое;6) правовое;7) половое;8) экономическое;9) экологическое.

По  институциональному признаку можно выделить:1) семейное воспитание;2) религиозное воспитание;3) социальное воспитание;4) дизсоциальное воспитание.

Воспитание  – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.

В образовательном  процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.

Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

В образовательном  процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:

1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;

2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);

3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);

4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;

5) личная беседа учителя с учеником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Закономерности  и принципы воспитательного процесса, их характеристика

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

      Закономерности воспитания выступают  как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

1. Единство целей,  содержания и методов воспитания.

2. Неразрывное  единство обучения и воспитания(в  узком смысле) в целостном педагогическом  процессе.

3. Воспитание  личности происходит только в  процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

4. Воспитание  есть стимулирование активности  формируемой личности в организуемой  деятельности. Данная закономерность  обусловливается тем, что эффективное  развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым  и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.

Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы  учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.

Развивая потребностно-мотивационную  сферу личности и создавая необходимые  условия для формирования у нее  здоровых потребностей, интересов и  мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

6. В процессе  воспитания необходимо проявлять  гуманность и уважение к личности  в сочетании с высокой требовательностью.  Психологической основой этой  закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

7. В процессе  воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

8. В процессе  воспитания необходимо выявлять  положительные качества учащихся  и опираться на них.

9. В воспитании  необходимо учитывать возрастные  и индивидуальные особенности учащихся.

10.  Воспитание  должно осуществляться в коллективе  и через коллектив.

11. В процессе  воспитания необходимо добиваться  единства и согласованности педагогических  усилий учителей, семьи и общественных  организаций.

12. В процессе  воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

 

27. Методы  воспитания личности, их классификация  и характеристика

Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников  с целью выработки у них  заданных целью воспитания качеств.

Метод воспитания - это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать  по-разному:

- «воздействовать  на ребенка», и тогда маленький  человек будет представляться  ему «мягким воском»;

- «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;

- «содействовать»,  значит помогать;

- «взаимодействовать»,  то есть сотрудничать, действовать  одновременно с ребенком, «рука  в руку» (C.А.Смирнов).

Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно  укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.

Каждый метод  реализуется в зависимости от опыта педагога, индивидуального  стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью и  задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:

- гуманизм отношений  педагога к воспитанникам;

-системный подход  к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает,  поправляет или уточняет другой;

- выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который  входят воспитанники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Формы   организации   воспитательного   процесса,   особенности   их   подготовки   и проведения.

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на :

- кратковременные, 

- продолжительные,

- традиционные.

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной  деятельности.

По способу влияния педагога:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субъекту организации:

- деятельность  организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

- деятельность  организуется на основе сотрудничества,

- инициатива  в организации деятельности принадлежит  детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном

Искусство учителя  заключается в том, чтобы с  высоты своей образованности, жизненной  мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Формирование  научного мировоззрения у школьников.

Одной из ведущих  задач воспитания базовой культуры личности явл. формирование мировоз-я  школьников. Мировоз-е представляет собой целостную сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич. взглядов  иубеждений человека, кот. отражает в  его сознании целостную картину мира и определ. направленность его деят-ти.

Структура: знания, взгляды, убеждения.

Соединяя в  себе сложную совокупность целостных  отношений чел. к окруж. действительности, науч. мировоз-е интегрирует все  св-ва и кач-ва личности, объединяя их в единое целое, определяет соц. ориентацию, личностную позицию, тип гражд. поведения и деят-ти.

Формирование  мировоз-я зависит от воздействия  на интеллект, эмоции, волю, от акт. прак. деят-ти личности.

Интеллект. компонент  мировоз-я предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"