Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

Под влиянием общественно-политического  движения в России в 60х гг. 19 в. В  Беларуси повысился интерес к  методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Методические вопросы обсуждались на собраниях  педагогических советов гимназий и  реал, училищ, большое внимание уделялось  усовершенствованию методов преподавания русского языка как ведущего предмета обучения

Реализация реформ 60-х  годов совпала в Беларуси с  подавлением восстания 1863-64 гг. и  массовыми репрессиями, которые  охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий  институт (первый в России ВУЗ, в  котором готовили агрономов и  зоотехников, созданное в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской области), 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Однако это не смогло заставить белорусов отказаться от своего языка.

Большую роль в развитии национального самосознания сыграл Винцснт Дунин-Марцинкевич (1807-1884), основоположник новой белорусской литературы, национальной оперы и драматургии. В своем  поместье Лютинка открыл школу для  крестьянских детей, которую можно  сравнить с Яснополянской школой Льва Толстого.

Белорусское национальное движение первой половины 19 века имело культурно-просветительский характер. В начале 80-х гг. белорусские  студенты-народники создали подпольные кружки (преимущественно в Петербурге). В 1864 г. была открыта учительская семинария в Молодечно, затем в Полоцке, Несвиже, Свислочи, Гомеле. Большую роль в подъеме национально-культурного движения в начале 20 в. Сыграла газета «Наша Нива». Опираясь на взгляды Белинского, она показала, что историческое призвание каждого народа состоит в развитии своей национальной культуры. Российские власти запрещали выписывать «Нашу Ниву» всем учителям Виленского учебного округа, священникам, почтовым служащим, военным и полицейским чинам. Ускорился рост национально сознательной интеллигенции. Заметная роль в этом процессе принадлежит Брониславу Эпимаху-Шипиле, которого называли патриархом белорусского возрождения 20 в. Создал издательское объединение «Заглянет солнце и в наше оконце». В ходе революции 1905-07 гг. пробудилось широкое общественное движение за демократизацию и реформирование школы. В 1906 г. Тетка издает 2 книги «Гостинец для малых детей» и «Первое чтение для деток белорусов». В основу своих учебников она положила высокохудожественное творчество Богушевича, Лучины. В 1907 г. был основан Белорусский учительский союз, который выступил за введение обучения на родном языке и самоуправление. Посещение школ затруднялось из-за отдаленности места жительства. Политика БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».

 

 

 

№50. Развит.сист.народ.образ.в СССР с 1941 по 1991г.

Во времена ВОВ вся  учеб-воспит. Раб. Приобретала практич. Направленность. Школа должна была готовить детей к фронту(содав. Спец.классы по обучению детей элементар. Воен. Делу). Типы: школа рабоч. Молодежи,вечер.7-лет.школы, лесные школы, суворовск. Воен. Училища, сред.школы, школы сельск молодежи. С 1944 – обязат.7-лет.образов.”Об установленном  выпускном экзамене по оконч. Начальн., 7-летн. И сред шк. 58-59 – 8-лет.образов.,полн.сред.шк. – 11 лет, учрежден. ПТУ. 70гг – рост кол-ва сред.шк. и завершение перехода на 11-лет.сист.обр. Реформа 1984 –ПТ расширила сеть учебно-производит. Комбинатов. Начальн.шк.-1-4кл,Базов.шк.-5-9кл.(проф.,техн.), сред.шк. – 10кл.(ВУЗ). 90-е гг. – изменение  в учебн. Прогр.(3 компон.):федеральн.(собл.гос.стан.),регионал.(отр.своеобразн.региона),школьн.(отр.специфич.учебн.завед.)

 

№49. Становлен.и развит.сист.образ. Совет.Б.(1917-1945гг)

С1917-1918 – в Минске, Могилеве и Витебске открыто свыше 2300 шк.,обучен.на бе.яз. Создавались губернс.,поветовые,волостные органы образов. 21-23 июля 1918г – Съезд учителей(поддерж.реформ нар.образов) 1919 – Создана един.трудов шк.(обучен. Бесплатн.,совмест.). Всна 1919 – нападение поляков:разруш.совет.образов.,восстанов.част.школ.доревол.сист.образ.,запрещ.обуч.на бел.яз. 1920 – изгнаны поляки,открыты шк.,дет.сады,науч-просвет.учрежд. 1921 – 7-лет.шк.+2г.обязат.курсы для поступ. в ВУЗ.1919 – возобновл. Работы академии в Горках. 1923 – ликвидац.неграм-ти(60% - на бел.яз.). 1930 – открыты ВУЗ(пед.инстит.):Гомель,Витебс,Могилев. 1921 – прев.прога по бел.язу, изданы учебники на бел.язе.(Колас,Методика родн.яза). 1923 – 33 – ввод обязат 7-лет.обучен.

16 мая 1934 – постановлен.СНК  СССР “Об открыт.начальн. и  сред.шк.”:един.сист.образ.,нач.шк.,7-лет.неполн.сред,10-лет.шк. Оккупанты закрыли все высш.  И сред. Учеб завед. №народн  колы(политика онемечив.). Зоны партизан.движ  – лесн.шк.(учителя – партизаны,  обучали детей родному язу.)

 

 

 

№51 Система обр.в РБ в конце 20-нач 21

Обретение РБ независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства привел к  необходимостьи разработки стратегии развития образования в новых условиях. В 90-е гг. в Республике Беларусь шел процесс создания новой нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования обр. системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в РБ, где были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи нац.системы обр., ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования.

разработан ряд важнейших  документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших деятельность систему непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «К. восп. детей и учащейся молодежи» (1999), «К. развития педагог.обр.»

В этих документах получила отражение новая обр. политика, взгляды на обр. и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.

В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы обр.

были сняты ограничения  на получение только одного образования  за счет средств бюджета, предусмотрено  кредитование студентов, получающих образование  на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе отражались принципы, на которых строится гос. пол. в сфере обр.:

приоритетность образования,

обязательность обшего базового образования,

доступность,

преемственность и непрерывность,

научность, приоритет общечелов. ценностей,

нац.-культ. основа обр,

эколог. направленность,

демократ.и светский характер образования.

Таким образом, на протяжении минувшего десятилетие з Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образовательной системы в новых условиях, научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались

концепции развития нац. школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, где закреплялся статус гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ.

В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европ.шк. обр: академизм, профильность, избирательность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется определенным насыщением белорусской системы обр. этими учреждениями и ужесточением гос. контроля за их деятельностью. В середине 90-х  гг.   приоритетным   становится   не   количественный   рост, а качество их работы. В 2004 г. в" РБ действовали 115 гимназий, 26 лииеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лииеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

 

В 1998 г. в  РБ началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал  подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны  Концепция реформы общеобразовательной  школы и Программа ее реализации, в которой определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего обр.

В ходе реформы был осуществлен  переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.

в ходе реформы планировалось  решить комплекс задач:

•  разработать и внедрить новые уч. планы и программы;

•  обеспечить широкую  профи-лизацию на старшей ступени средней школы;

•   внедрить новую  систему оценки

•  создать систему  воспитания в школе, основанную на основе формир. патриотизма и гражд.

включает в себя три  ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее  образование. Начальная школа принимает  детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в ней не изменился и  включает классы (подготовительный, 1-3).

В рамках реализации реформы  была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углуб.уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия)-колледж». Для детей с нарушением здоровья созд.

ются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.

С 1 сентября 2002 г. в средней  школе был осуществлен переход  на новую 10-балльную систему оценки знаний. Отказ от пятиб. системы мотивировался тем, она слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.

Важная задача реформы  — введение профилизации на старшей ступени средней школы. Было введено 9 профилей обучения: общест-эконом, филолог, худ-эстетический, химико-биолог, физико-матем, естественно-географ, техн, информационно-математический,  спорт.

За минувшее десятилетие  белорусская высшая школа существенно изменила свой облик. в 90-е гг. в Беларуси , институты были реорганизованы в класс и проф.универы.

В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей.. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены институты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образованию. в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению

новой структуры высшего  образования.

 

№52 Модер.сист.обр.в мире в нас 21 века

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию

Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям  научно-технического прогресса. Потребность  в обновлении школы и педагогической науки становилась все более  актуальной.

Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали  жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем  первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.

Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих  странах мира превратилась в одну из важнейших педагогических проблем.

В западноевропейских странах  и США появляются многочисленные концепции и течения в общественно  педагогической мысли, стремившиеся к  коренному изменению характера деятельности школы. Всех педагогов–реформаторов объединяла, во-первых, идея развивающего обучения –  предположение, что школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы, о развитии навыков самообразования, интересов и способностей; во-вторых признание необходимости учитывать и развивать в учебно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, выступление против формализма и догматизма.

Одним из наиболее важных и  противоречивых вопросов, которые рассматривались  в педагогических теориях конца XIXв., был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к  которым сводились положения  почти всех реформаторов можно условно  поделить на три группы:

1. индустриально-образованный пролетариат;

2. «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом;

3. идеал «среднего» человека, который не протестует против действительности, даже не достигнув намеченного, а примиряется с условиями жизни.

Не менее важный вопрос, который объединял педагогов  в поиске путей реформирования школы  – это вопрос о соединении умственного  и физического труда. Последний  рассматривался  не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств  общего развития личности ребенка.

Такие в основном черты  имела реформаторская зарубежная педагогика конца XIX – начала XX в., которую представляли известные ученые педагоги как Г.Кершенштейнер, А.Лай, Д.Дьюи, Э.Мейман, М.Монтессори, У.Килпатрик, А.Бине, Э.Торндайк и др.

Конец XIX  – начало XX в.  – период бурного и разностороннего  развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных  стран, в том числе и в Беларуси как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, развивающего обучения, саморазвития (М.Монтессори – для нач. школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"