Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

В 1920-е гг. осуществляется реорганизация структуры и содержания школьного образования. Идет отработка различных моделей общеобразовательной школы, учитывающих особенности контингента учащихся и региона. В городах появляются фабрично-заводские семилетки (ФЗС), в сельской местности — школы крестьянской (колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие их поступали в 8-й класс, т.е. в школу II ступени, или в профтехучилище.

В 1920-е гг. осуществляется реорганизация структуры и содержания школьного образования. Идет отработка различных моделей общеобразовательной школы, учитывающих особенности контингента учащихся и региона. В городах появляются фабрично-заводские семилетки (ФЗС), в сельской местности — школы крестьянской (колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие их поступали в 8-й класс или в профтехучилище.

С 1923 г. в школьную практику вводятся комплексные программы, подготовленные научно-педагогической секцией ГУСа. Стержнем комплексных программ стали мировоззренческие идеи и понятия большевизма. Учебный материал строился не по учебным предметам, а по темам и направлениям. Содержание учебного материала концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество.

Первый опыт использования комплексных программ показал их достоинства (связь обучения с жизнью, развитие познавательной активности детей) и недостатки (отсутствие системности знаний). В 1927/28 учебном году вводятся переработанные программы ГУСа, предполагавшие сочетание комплексного и предметного обучения.

В 1920-е гг. экспериментальная  работа ведется в опытно-показательных учреждениях, осуществлявших поиск и проверку новых учебных программ, форм и методов обучения и воспитания. Эти школы возглавляли опытные педагоги: М.М. Пистрак (школа-коммуна), СТ. Ш ацкий (Первая опытная станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др.

 В 1918 гг. на территории  Беларуси была создана школа-коммуна, которую возглавил П.Н. Лепешинский. В этот период педагогическая наука была на подъеме.

П.П. Блонский который разработал основы трудовой политехнической школы, обосновал ее концепцию, развил идеи обучения и воспитания на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважения его личности, потребностей и интересов, разностороннего умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. В работе «Трудовая школа» (1919) он сформулировал принципы, не потерявшие своей актуальности: связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки и др.

В 1930-е гг. в СССР была проведена  радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней.

согласно хкхланоилению, в с 1 ране оыли усыновлены следующие типы школ:

начальная школа (4 года);

неполная средняя школа (7 лет);

полная средняя школа.(10)

Она была оптимальной для  того времени и получила мировое  признание с точки зрения логичности построения и уровня общеобразовательной  подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№45. Становл. совет. с-мы образ. в 30-ых гг. 20в. Унификация структуры, содержания и форм организации обучения.

В 30-е гг. в ряде постановлений  ЦК ВКП(б) намечаются пути перестройки  содержания, методов и организационных  форм обучения, берется курс на введение всеобщего обязательного начального обучения в объеме 4-годичной школы  для детей с 8 лет и для переростков 11-15 лет. В постановлении «О начальной  и средней школе» (1930) даны указания о изменении учебно-воспитательной работы школ. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) одобрены новые предметные программы, введенные в действие с января 1932 г. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), основоположник марксистской истории педагогики, характеризуя эти постановления, отметила, что по духу и строю они не отличаются от устава царской гимназии 1864 г.

Учебно-воспитательная работа принимает все более односторонний  характер: не уделяется внимание трудовому  воспитанию, нет тесной связи общего образования с политехническим.

В конце 30-х гг. труд вовсе  изымается из учебного плана и  программ, школьные мастерские ликвидируются. Н. К. Крупская, как один из организаторов советской школы и как жена В. И. Ленина. Накануне войны в школах была введена начальная допризывная подготовка.

Постановление ЦК «О педологических извращениях» (1936) объявило деятельность педологов вредной, основанной на лженаучных.

Вследствие не всегда правильно  применявшихся приемов исследования нормальные дети могли быть ошибочно зачислены в категорию «дефективных»  и направлены во вспомогательные  школы, которые к середине 30-х  гг. оказались переполнены. Односторонний  подход к данному постановлению  привел к значительному ослаблению изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников и затормозил развитие отечественной психологии.

Становление советской педагогики проходило в острой идейной борьбе с представителями теории независимости  педагогики от политики, теории свободного воспитания, теории отмирания школы. В центр внимания встали проблемы, требующие определения общих целей воспитания, задач и содержания учебно-воспитательной работы в соответствии с коммунистическими идеалами. Неоднократно разгорались горячие дискуссии. Наиболее широкой была дискуссия 1927—1930 гг., охватившая такие проблемы, как предмет педагогики, ее основные задачи и границы. Некоторые педагоги настаивали на раздельном проживании детей и родителей («чтобы младшие товарищи не мешали старшим отдыхать после трудового дня»), старались убедить в том, что оптимальной формой социального воспитания детей должен быть признан детский дом.

Значительную роль в становлении  и развитии советской педагогики сыграли первый нарком просвещения  А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. Г. Калашников.

 

№46 Развитие педагог.мысли в первые дес. сов.гос.Крупская Шацкий Блонский о воспитании

На первом этапе развития советской школы были приняты "Декреты", "Постановления" по переустройству общества, по ликвидации старой системы  образования  и созданию новой  советской школы.   

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с  исключительной яркостью раскрыла ужасающие  условия жизни трудящихся женщин в России. В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую  зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении  народного образования в России. Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того, что успешно осуществлять воспитание мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно чтобы каждый препод. Каждый учебный предмет должен изучаться  в школе в связи с другими  предметами и с конкретной жизнью. Н.К. писала: нужно из науки всё  что в ней важного и существенного  и применить жизненно. Она справедливо  требовала чтобы дети с ранних лет прониклись к физическому  труду.

С.Т. Шацкий (1878-1934). Им была создана  первая станция по народному образованию, которая решала ряд вопросов по молодой  советской педагогики. Особое внимание Ш. уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с  общественной работой. В первое 10-летие  строительства трудовой школы советская  дидактика добилась добилась заметных успехов в этом направлении. Павел  Петрович Блонский (1884-1941). Им были создана  «Педагогика» (1922) и «Основы педагогики» (25). В своих трудах он пытался  пересмотреть старое педагогическое наследие по-новому решить проблемы воспитания и образования. Он утверждал, что воспитание, есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на ребёнка. Работы Блонского при всех недостатках делали шаг вперёд в педагогике.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) оказал заметное воздействие на становление  русской педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской  власти. Его монография "Трудовая школа"(1919) рассматривалась как  важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х.гг.

П.П. Блонский – автор  более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. В предреволюционные годы были изданы труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории  педагогики, психологии. Блонский не ограничивался  созданием теоретических работ, а активно участвовал и в разработке новых школьных программ. Он организовал  Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в  школе. С середины 1920-хгг., теоретические  интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления  ЦК РКП(б) "О педологических извращениях…"(1936) началась политическая травля Блонского, и его имя надолго было предано  забвению. Блонский  стремился превратить педагогику  в строго нормативную  науку, далекую от обыденных рассуждений  и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских  обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и  других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи  в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они  существуют). Работы П.П. Блонского: "Педагогика", "Основы педагогики", первый учебник "Педология".

 

№47   Пед. новаторство А.С.Макаренко.Теория коллектива.

Антон Семенович Макаренко  родился в 1888 г. В г. Белополье Харьковской губернии,в рабочей семье.принял идеалы октябрьской революции и включился в педагогическую деятельность. Макаренко создал новую концепцию воспитания. Ключевая воспитательная идея воплощалась в разносторонней многоплановой жизнедеятельности разновозрастного коллектива (Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив).Главный субъект этого процесса-коллектив, обеспечивавший педагогику индивидуально-параллельного действия в коллективе. Цель такого воспитания- воспитание человека  с гражданской         направленностью, коллективиста, энергичного и целеустремленного, оценивающего любой свой поступок с точки зрения общества. Коллективная деятельность должна быть организована так, чтобы дети чувствовали себя хозяевами своей жизни, т.о.воспитанник находится в позиции объекта и субъекта воспитания.

Коллектив-это организм, в котором дети объединены обшей  целью, общим трудом и ее организацией. Коллектив имеет свою структуру на первых шагах должна соответствовать интересам ребят.

А.С.Макаренко намечает следующие  стадии развития коллектива:

1  стадия-руководитель  предъявляет требования к еще  неорганизованной группе детей. 2  стадия-руководителя начинает  поддерживать группа воспитанников,  принимает его требования и  активно помогает их реализовывать. 3   стадия- активную позицию  в коллективе постепенно занимает  каждый его член. 4    стадия-воспитание  коллектива срастается с самовоспитанием,  когда каждый воспитанник предъявляет  повышенные требования к самому  себе, к своему будущему.строит  жизненные планы, дорожит нравственными  идеалами и ценностями.

Процесс развития коллектива- это постоянное движение вперед Достижение целей рождает новые перспективы.

Отношения в коллективе носили характер отношений ответственной  зависимости:

а) личные интересы согласовывались  с интересами первичного и общего коллектива; б)в то же время это  были дружественные отношения;

в)коллектив украшало чувство  ответственности, собственного достоинства  и гордости г)сложилась    ситуация    защищенности    каждого    члена    коллектива. В коллективе всячески культивировалась способность  умерять свои действия, желания. Воспитанникам        прививался                не        только        эстетический вкус, но и любовь к  искусству, литературе, театру, музыке, живописи. Труд   и   игра   пронизывали   всю   жизнь   коллектива.

А.С.Макаренко заботился  о педагогическом коллективе, учителе-воспитателе. Он не поддерживал учителей-одиночек, которые действуют «от себя лично», не чувствуют своей принадлежности к педагогическому коллективу .Каждый воспитатель должен знать цель воспитания и выступать от имени педагогического  коллектива. По А.С.Макаренко, работа воспитателя- это прежде всего, работа организатора.

Он отрицал наказание  как меру воздействия на воспитанников  и считал, что наказание ущемляет честь и достоинство личности. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к его разложению. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей.

Педагогические идеи и  опыт А.С.Макаренко не потеряли актуальности и в наши дни. Его воспитательная система, основанная          на          коллективных          началах культивирует         такие          качества          личности, как самостоятельность, принципиальность, чувство ответственности и инициативность.

 

 №48. просвещения и школа в Беларуси во вт п. XIX. – нач.XXвв.

 Школьная система,  законодательно оформленная еще  в начале 19 века, тем не менее, в первой половине столетия реально не существовала: в ней фактически отсутствовал фундамент - начальная народная школа. Существенные качественные изменения школьной системы стали возможны только потому, что социально-экономические сдвиги, происходившие в стране, заставили правительство пересмотреть степень и характер своего участия в школьном деле. В отличий от губерний России в Беларуси не было земских школ. Системой народного образования полностью руководили чиновники. Все школь работали только на русском языке. Школьные реформы, проведенные после отмены крепостного права, затронули не только систему и типы учреждений образования, но и содержание образования. Так, в соответствии с «Временными правилами» 1863 г. В народных училищах преподавались: закон божий, церковнославянское чтение, русское чтение и письмо. Однако для начальных народных училищ до 1871 г. Начальные школы духовного ведомства были хуже в сравнении с другими типами начальных школ : учителями в них в основном работали священники, дьячки и в лучшем случае особы, которые закончили церковно-униатские школы.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"