Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений  о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств - предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета  выступают семь цветов спектра и  их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

 

Усвоение сенсорных эталонов - это  использование их в качестве «единиц  измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

 

Сенсорное воспитание является центральной  проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский в I7 веке. Считал необходимым  организовать восприятие явлений окружающего  мира детьми с помощью всех органов  чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир  чувственных вещей в картинках".

 

И.Г.Песталоцци в своей книге "Азбука зрительного восприятия" пробует  опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я  овладении счетом.

 

Первую резвернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие "Дары Фребеля", которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.

 

По  системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.

 

ОвидДекроли он создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Он использовал в играх детей предметы окружающего мира. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Им написано сочинение "Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр".

 

Е.И.Тихеева считала возможным  лишь в отдельных случаях применять  специальные упражнения по так называемой "умственной ортопедии", которые  при умелом руководстве могут  содействовать развитию у детей  утонченности восприятия, воспитывать  выдержку, волю, наблюдательность и  др. Эти упражнения должны связываться  с практическими занятиями и  играми, проводимыми в детском  саду; их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала. Игры и занятия детей сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Задачи и содержание сенсорного воспитания в современной дошкольной педагогике.

Задачи сенсорного воспитания:

1.Формировать общую сенсорную  способность, т.е. способность  к использованию сенсорных эталонов.

 

2.Обеспечить постепенный переход  от предметного восприятия к  сенсорному анализу.

 

3.Помочь ребенку получить первые  представления о различных материалах  и их основных качествах.

 

4.Формировать представления о  простейших перцептивных действиях,  учить правильно применять данные действия.

 

5.Развивать умение активно употреблять  слова, обозначающие действия, качества  и свойства.

 

6.Воспитывать бережное отношение  к предметам, учить детей использовать  предметы в соответствии с  назначением и их свойствами.

 

Содержание сенсорного воспитаниявключает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

 

Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

 

При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов.

 

19.Этапы сенсорного воспитания, сенсорное воспитание в продуктивной детской деятельности.Современные исследования сенсорного воспитания дошкольников.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение  внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Цель 2 этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений  о сенсорных признаках.

Цель 3-го этапа - формирование представлений  об эталонах.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности.

 

На  первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания  успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сенсорная основа.

 

В изобразительной деятельности - это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций, в трудовой деятельности - восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка.

 

Особенно  отчетливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

С точки зрения А.В. Запорожца, психическое  развитие ребенка может быть научно понято только как процесс самодвижения, возникновения и преодоления  внутренних противоречий. В качестве одного из основных. А.В. Запорожец выделяет противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка, с одной стороны, и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности — с другой.

 

Замысел А.В. Запорожца, который он четко обозначил, состоял в том, чтобы рассмотреть психическое  развитие ребенка на протяжении каждого  возрастного периода как формирование целостного уровня регуляции поведения, характеризующегося системой взаимосвязанных  и соответствующих друг другу  познавательных и мотивационно-эмоциональных  качеств.

Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца  в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко

 

Л.А. Венгер полагал, что детское развитие обусловлено освоением системы средств психической деятельности, которые человечество вырабатывает в процессе своего становления. Заслуга Л.А. Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных способностей детей-дошкольников.

 

Педагогические идеи А.В. Запорожца  развивал и Н.Н. Поддьяков. Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивая это направление, Н.Н. Поддьяков разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка.

 

Результаты исследования позволили  Н.Н. Поддьякову с новых позиций подойти к решению проблемы детского развития и саморазвития. Подводя итоги проведенного в этом направлении исследования, ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ - принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Этот принцип является основополагающим, на нем базируются все остальные принципы.

 

Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста.

 

Существенный вклад в становление  идей В.А. Запорожца и его ученика  Л.А. Венгера внесла О.А. Дьяченко — доктор психологических наук, научный руководитель программы «Развитие».

 

Исследования познавательного  развития дошкольников привели О.М. Дьяченко к созданию оригинальной концепции  творческого воображения. Ею разработаны  многочисленные методы диагностики  познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые  способы активизации творческой деятельности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Характеристика понятий «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Механизм соц.-нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное  развитие д - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Механизм нравственного становления личности:  Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка  должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но  знания и чувства порождают потребность  в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) =нравственное качество.

Данный  механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости.

 

21.Задачи и содержание соц.-нравственного воспитания.

 

В первую группу задач нравственного воспитаниявходят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый  компонент имеет свои особенности  формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание  носит исторический характер, и его  содержание меняется в зависимости  от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

 

Вторая  группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если  первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

 

В советский  период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На  современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются.

 

22.Средства и методы соц.-нравственного воспитания.

 

Группа художественных средств:Худ.литература, изобр. искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

 

Природа: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, худ.деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению.

 

Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

 

Атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

 

Б. Т. Лихачеввыделяет три группы методов:

методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"