Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

- родительская конференция.

- тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

- Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов.

Индивидуальные:

- Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

- Анкетирование

- Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке

- консультации

Наглядно-информационные:уголок для родителей, разнообразные выставки, информационные листки, памятки для родителей, родительская газета, папки–передвижки.

 

56.Готовность ребенка к школе  как целостное, многоаспектное  явление.Преемственность в работе  дошкольного учреждения и школы.

 

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную  готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

 

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

 

В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Физическая  готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.

 

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты:

- готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности.Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надоуметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

- готовность к новому образу  жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками,знание норм поведения и взаимоотношений, умение общатьсяс детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др.

 

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

 

В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности  между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

 

Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и  является конкретизация работы по названным  трем линиям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

 

Воспитатель подготовительной группы и учитель  первого класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых находятся и будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы.

 

Планом  совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др. 

 

Таким образом, важнейшим условием эффективности  работы по налаживанию преемственных  связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

 

Вторая часть плана - ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться.

 

Первое посещение можно провести 1 сентября. Дети вместе с воспитателем наблюдают за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После посещения школы можно поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году. Создавшийся эмоциональный настрой поддержит организованная воспитателем встреча детей в детском саду с начинающими школьниками.

 

Второе посещение школы может уже непосредственно быть связано с содержанием учебной работы в школе. При этом совсем необязательно сразу вести детей на урок. Лучше познакомить их с библиотекой.

 

В мае беседу с детьми о школе может провести учитель. Вся эта работа равномерно распределяется в течение года. Ее не должно быть много. Нужно оставить детям возможность что-то еще узнавать и потом. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление и развитие  дошкольной педагогики как науки.

Педагогика как самостоятельная  отрасль теоретического знания стала  оформляться в XVII в. Дело в том, что  к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной  идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый ребенок при соответствующей  организации учебно-воспитательного  процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский  провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения.

Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав  практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о  наличии объективных закономерностей  учебно-воспитательного процесса, сформулировал  законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной  книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил  теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т.Шацкий, П.П.Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано  с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического  опыта подготовки новых поколений  к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная  педагогика - это особая область  науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет, задачи и функции  дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

 

Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.

 

Задачи:

1.Способствовать воспитанию и  обучению детей дошкольного возраста  в соответствии с требованиями  современного общества.

 

2.Изучать тенденции и перспективы  образовательного процесса ДУ  как основной формы воспитания  и обучения детей.

 

3.Разрабатывать новые концепции  и технологии воспитания и  обучения детей дошк. возр.

 

Функции:

 

1.Описательно – прикладная. Заключается  в научном описании перспективных  программ, моделей, технологий образовательного  процесса.

 

2.Прогностическая. Подразумевает   научный прогноз путей совершенствования,  обновления и модернизации образовательного  процесса ДУ.

 

3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании  проектно – конструктивных технологий.

 

 

 

 

 

 

3.Отрасли современной  педагогики, связь дошкольной педагогики  с другими науками

Педагогика, как и остальные науки, развивается  в тесной взаимосвязи с другими  науками. Она связана с философией, анатомией и физиологией, психологией, социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

 

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

В последнее  столетие человечество значительно  продвинулось в изучении человека на всех возрастных этапах его развития. По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической современной мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики.

 

Таким образом, педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика, история педагогики, частные методики.

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы педагогического исследования.

Методы пед. исследования делятся на:

1.Теоретические:

- анализ – мысленное разложение  исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков  и качеств.

 

- синтез – мысленное соединение  признаков, свойств явлений в  смысловое целое.

 

- сравнение – установление сходств  и различий между рассматриваемыми  явлениями.

 

- обобщение – выделение в  процессах и явлениях общих  черт, т.е обобщение исследуемого.

 

- моделирование – исследование  процессов и явлений при помощи  их реальных или идеальных  моделей.

 

2.Имперические:

- наблюдение – целенаправленное  систематическое изучение определенных пед. явлений. Существуют виды наблюдений:

по временной организации –  непрерывное и дискретное;

по объему – широкое и узкоспециальное;

по типу связи – открытое и скрытое.

 

- тестирование

 

- анкетирование может быть открытое  или закрытое; именное или анонимное.

 

- беседа

 

- изучение пед. документации детских работ.

 

 

 

 

5.Роль биологических и социальных  факторов в развитии ребенка.

Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.

1.Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах.Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос и др.

Однако  следует различать врожденное наследование игенетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития.

2.Среда. Рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации. В узком смысле - это непосредственное предметное окружение.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"