Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

 

Дошкольник осваивает формы  выражения своего отношения к  взрослым и детям. У него ярче и  осознаннее проявляется привязанность  к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

 

Давая общую характеристику ребенку  дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно  выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений  наблюдается динамика в становлении  ребенка как существа социального.

 

К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Воспитание детей в условиях  разновозрастной группы

Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия.

 

Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.

 

Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.

 

Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.

 

 Однако, возникновение взаимодействия и взаимообучения между детьми разного возраста требует организации его взрослым в процессе совместной деятельности. Для этого необходимо целенаправленно формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с младшими. Это требует создания опреде¬лённых условий, при которых возникали бы положительные эмоции в процессе общения и у младших, и у старших детей. Одним из таких условий является осознание старшим ребёнком роли учителя младшего. Старшие дети принимают задачу учить, а младшие — научиться. При этом старшие должны владеть содержанием и способами выполнения деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог объединяет в совместной игре детей разного возраста по их выбору: кто с кем хочет играть.

 

Для того, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом, педагог разновозрастной группы организует их совместную игру так, чтобы между ними возникло взаимообучение. Эффективность взаимообучения обеспечивается соблюдением ряда условий его организации:

 • старшие дети должны  владеть содержанием игры, а младшим  это содержание должно быть  доступно;

 • все дети должны хорошо  овладеть игровыми умениями и  навыками;

 • следует научить их правилам  игры;

 • необходимо научить детей  правилам взаимодействия в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.Годовой план ДУ.

Годовой планзаведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года.

В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.

В связи с намеченными в плане  задачами воспитательно-образовательной  работы планируются и другие разделы  деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п.

 Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

 В план входят такие разделы  работы детского сада:

а) повышение профессионального  уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление  контроля;

б) методическая работа;

в) педагогическая пропаганда среди  родителей и общественности;

г) административно-хозяйственная работа;

д) связь между детским садом  и школой.

Годовой план может быть представлен  в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

В годовом плане работы дошкольного  учреждения планируется работа с  детьми, административно-хозяйственная  деятельность, работа с кадрами и  др.

Годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно  с методистом и врачом и утверждается педагогическим советом и общим  собранием сотрудников учреждения.

52. Виды и формы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста

Планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное  и перспективно–календарное.

 

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.

 

Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

 

В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

 

Тематическое  планирование.Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.

 

Перспективно-календарный  план (планируется на 1,3 месяца, некоторые разделы плана на каждый день) включает в себя:

Годовые задачи, список использованных источников, список детей по подгруппам (меняется 2р в год), циклограмма  совместной деят-ти педагога с детьми (1-2 пол. дня, 1-2 прогулка), физ-но-озд-ая работа (утр гимн на 2 нед с дополнениями на 2-й неделе, физ.упр и п/и на прогулке, закаливание, досуговая деят-ть), инд-ая и коррекционная работа, сотрудничество с семьёй,спец-но-организ-оеобуч-е (обучение, развитие и восп-ие ч/з разные виды деят-ти).

План перспективно-календарный предусматривает взаимосвязь основных видов деятельности детей (игры, труда, обучения и т.д.); реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц, преемственность задач по всем разделам программы определенной группы, систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда, запись наблюдений в план накануне или в тот же день утром.

 

В основе перспективного планирования на месяц лежит педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможности усвоения детьми программы в определенные отрезки времени. Перспективное планирование на месяц предполагает анализ программного материала и определение уровня его освоения детьми за прошедший период, т. е. строится на принципах опережающего корректирующего и итогового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Структура и содержание перспективного  и перспективно-календарного плана  воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста

Перспективно-календарный  план (планируется на 1,3 месяца, некоторые разделы плана на каждый день) включает в себя:

 

Годовые задачи, список использованных источников, список детей по подгруппам (меняется 2р в год), циклограмма  совместной деят-ти педагога с детьми (1-2 пол. дня, 1-2 прогулка), физ-но-озд-ая работа (утр гимн на 2 нед с дополнениями на 2-й неделе, физ.упр и п/и на прогулке, закаливание, досуговая деят-ть), инд-ая и коррекционная работа, сотрудничество с семьёй,спец-но-организ-оеобуч-е (обучение, развитие и восп-ие ч/з разные виды деят-ти).

 

План перспективно-календарный предусматривает взаимосвязь основных видов деятельности детей (игры, труда, обучения и т.д.), реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц, преемственность задач по всем разделам программы определенной группы, систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда, запись наблюдений в план накануне или в тот же день утром.

 

В основе перспективного планирования на месяц лежит педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможности усвоения детьми программы в определенные отрезки времени. Перспективное планирование на месяц предполагает анализ программного материала и определение уровня его освоения детьми за прошедший период, т. е. строится на принципах опережающего корректирующего и итогового контроля.

 

 

 

 

 

 

54.Роль и функции семьи в  воспитании ребенка. Характеристика  типов семьи.

Семья – социальный институт формирования личности.

Функции семьи:

1.Репродуктивная – рождение детей.

2.Рекреативная – семья должна  оказывать материальную и морально  – психологическую помощь старшим  членам семьи, детям.

3.Регулятивная (нравственно - нормативная). Муж – глава семьи, жена  – хранительница очага, дети  – любящие родителей.

4.Воспитательная – ведущая функция.

5.Коммуникативная

6.Хозяйственно – экономическая.

 

Существуют различные подходы к классификации семей:

 

1.По структуре родственных связей: простую (не сост. в браке), сложную (внуки и т.д.)

 

2.По наличию обоих супругов: полные, неполные, материнские (никогда не сост. в браке)

 

3.Азаров выделил по характеру  взаимоотношений: идеальную, негативную, среднюю семью.

 

Буянов выделяет: гармоничную, распадающуюся, распавшую, неполную.

 

В совр. педагогике различают след типы семей: благополучную, неблагополучную, псевдоблагополучную.

 

 

 

 

 

55. Основные задачи ДУ в работе  с семьей. Формы сотрудничества  ДУ с семьей.

Основные задачи:

1.Оказание профессиональной помощи  семье в воспитании ребенка.

2.Повышение психолого – педагогической  компетентности родителей.

3.Повышение общего уровня культуры  родителей.

4.Гармонизация взаимоотношений  педагогов и родителей. Оптимизация  детско – взрослого общения.

5.Компенсация надостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.

Инициатива  в установлении взаимодействия с  семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность.В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки

Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам работы с родителями относятся:

- родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.

- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"