Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

 

3.Пед. оптимизм 

 

4. Культура профессионального общения – умение устанавливать положительные взаимоотношения в системе «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - педагог».

 

5. Пед. рефлексия – самоанализ своей профессиональной деятельности в соответствии с обозначенной целью.

 

По мнению Панько, педагог должен обладать след.проф. умениями: гностическими, коммуникативными, конструктивными, организаторскими, специальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.История создания «Программы  воспитания и обучения в детском  саду». Учебная программа дошк. Образования.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» - документ, утвержденный Министерством образования, в котором  сформулированы задачи воспитания и  обучения детей дошк. возраста, раскрывается содержание воспитательной и образовательной работы с детьми, отмечаются особенности организации жизни и деятельности детей.

 

В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага и д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра.  На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15. При поступлении в ДУ дети должны пройти мед.осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм.движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

 

Первый проект программы издан  в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2 – организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре.

 

В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра.

 

В 1938г выходит руководство для воспитателей д/с, которое состоит из введения и 7-ми разделов (физ. воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка, муз.воспитание, ознакомление с природой). В программе мало внимания уделяется физ. воспитанию. В 1945г это руководство дополняется вопросами физ. восп. В 1953г снова дополняется в связи с обязательным систематическим обучением в д/с.

 

В 1962г выходит единая программа воспитания в д/с, она явилась 1- программным документом, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отдаленно от методических рекомендаций и было рассчитано на воспитание детей всего дошкольного детства.

1969г – дополняется, в связи с изменением программы «Обучение начальной школы».

 

1984г выходит типовая программа воспитания в д/с под ред. Курбатовой и Поддьякого.

 

В 90-е годы в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки национальной программы. В 1995г. создан творческий коллектив по разработке данной программы, под руководством Панько и Васильевой.

 

В 1996г программа «Пралеска» признана обязательным документом для работы всех ДУ в РБ.

А в 2013 г. Вышла новая учебная  программа дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия и средства физ. воспитания

в ДУ и семье.

Задачи:

1.Группа - оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

 

2.Группа - воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.

 

3.Группа - образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

 

Все группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.

 

Главные условия успешного решения первой группы задач: знание особенностей функционирования детского организма, профессионально грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

 

Задачи  второй группы - направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.

 

Средствами  реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

 

Третью  группу составляют задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

 

Формой  работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

 

В РБ разработана модель оздоровительно-развивающего физического воспитания, направленная на улучшение здоровья, физического  и двигательного развития детей, формирование у них навыков здорового  образа жизни. Данная модель включает: концепцию, программу, технологию физкультурно-оздоровительной  работы в ду, а также программно-методическое обеспечение по подготовке и повышению квалификации кадров.

Авторы разработки: Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.

В.Н.Шебеко – проблемы формирования личности средствами физ.культуры, восп-ия моторно одарённых детей.

Н.Н.Ермак – вопросы теории и  методики физ. восп-я.

Ю.Боковец – воспитание правильной осанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Педагогические основы умственного воспитания и развития дошкольников.

 

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

 

На  умственном развитии ребенка сказываются  и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

 

Об  умственном развитии ребенка судят  по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.

 

С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум.

 

В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов и др.

 

Таким образом, умственное развитие детей  дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

 

 

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное  воспитание, имея своей целью воздействие  на ум ребенка, благотворно сказывается  на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

 

Умственное  воспитание и умственное развитие находятся  в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошк. возр. Средства умственного воспитания дошкольников.

Важнейшими задачами являются:

- сенсорное воспитание (развитие);

- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и  способностями);

- становление речи.

Умственное воспитание детей этого  возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

- воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме  познания она осуществилась, являются знания.

- формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями  окружающего мира, с ощущений и  восприятия. Первый источник знаний о  мире - ощущения. Более сложным познавательным процессом является воспитание восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного незнания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

 

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная  деятельность, обучение.

Умственное  воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Общение детей в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический.

Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

Умственное  воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения, смекалки, творчества. Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям.

Конст-ниеспособ.формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе ИЗОдеятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

В процессе обучения у детей развивается  мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной  деятельностью.

 

17.Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников.Зарубежные и отечественные системы сенсорного воспитания детей.

Ранний и дошкольный возраст  наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные педагоги в области дошкольной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогике и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного  развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду.

 

С восприятия предметов и явлений  окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, является результатом  их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без  опоры на полноценное восприятие. Готовность ребёнка к школьному  обучению в значительной мере зависит  от его сенсорного развития.

 

Значение сенсорного развития ребёнка  для его будущей жизни выдвигается  перед теорией и практикой  дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное  направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка  сенсорной культурой.

 

Сенсорная культура ребёнка - результат  усвоения им сенсорной культуры, созданной  человечеством (общепринятые представления  о цвете, форме и других свойствах  вещей). Сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка  с сенсорной культурой человечества.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"