Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

Среда как фактор развития личности имеет  существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит стихийный характер, что приводит ко многим трудностям на пути становления личности.

3.Воспитание.всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер. оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

6. Идеальные и реальные цели  воспитания.

В Др.Греции сложилось такое понятие как калокагатия, означающее что человек должен сочетать в себе внешнюю и физическую красоту с внутренним духовным богатством.

Научное обоснование идеальной  цели воспитания было дано К.Марксом  в его манифесте коммунистической партии. Эта цель явилась целью  воспитания на протяжении всех лет  советского союза.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени  все стороны личности на могут быть развиты.

 

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Раз существует идеальная цель воспитания, значит есть и реальная цель.

 

Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.

В отличие от идеальной цели:

- она не является раз и  навсегда заданной

- она носит исторический характер

- она зависит от политики  и идеологии государства.

 

Реальной  целью воспитания детей дошкольного  возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

7. Объективный и субъективный  характер 

цели воспитания.

 

Сформулированная государством цель воспитания носит объективный характер,т.к она отражает принятые в обществе ценности и направлена на формирование личности исходя из потребности государства.

 

При ее определении учитываются  особенности культуры быта национальные традиции и даже географические условия.

 

Субъективный  характер цели воспитания – цель, которую определила для себя каждая семья. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности.

 

Но  субъективные цели хороши тем, что при  их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели.

 

Государственные образовательные учреждения не обладают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальнейшем попадут в «тупиковую» ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

8.Концепция воспитания дошкольников.

 

Каждая цель подкрепляется концепцией, а каждая концепция может подкрепляться  одной или несколькими программами  реализации.

 

В 20-е годы получила признание концепция Крупской, основными направлениями реализации цели являются идейная направленность и коллективизм.

В данной концепции осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Эта концепция подкреплялась методическими  письмами.

 

В 30-е годы в концепцию были внесены некоторые изменения. Основными направлениями остаются те же и добавляется воспитание трудолюбия.

В концепции ослабевает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Концепция подкрепляется первым проектом – программой (1932г), программой и  внутренним распорядком (1934г), руководством для воспитателей.

 

В 40-е годы в концепции осуществляется резкий переход от индивидуального к коллективному воспитанию. Особое внимание стало уделяться патриотическому интернациональному воспитанию. Данная концепция подкреплялась руководством для воспитателей.

 

В 50-е годы изменения в концепции были внесены в связи ввведением обязательного систематического обучения в д/с и признание основной формы обучения – занятие.

 

В 60-е годы изменения в концепции в связи с объединением яслей и д/с (1959г).

 

В 80-е годы начинается разработка новой концепции, в основу которой положена личностно – ориентированная модель.

 

В 1989г эта концепция утверждена в России, а в 1990г на ее основе разработана в БССР своя концепция.

Осн. принципы данной концепции: принцип гуманизации и демократизации.

Сущность которых заключалась в:

ориентация на личность ребенка;

охрана жизни и укрепление здоровья;

сокращение наполняемости групп (3-4 года – 8-10 детей; 4-5 – 10-12 детей; 5-6 – 12-14 детей).

 

В результате этих подходов была создана  и востребована психологическая  служба в ДУ.

 

В 2000г была разработана концепция дошкольного образования в РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Социально-педагогические основы  становления системы общественного  дошкольного воспитания.

Общее дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.

 

Первые ДУ в России появились  во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все  учреждения работали по системе Марии  Монтессори и Фридриха Фребеля.

 

На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др.

 

После революции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.

 

В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.

 

Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического  обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена».

 Вопросами умственного воспитания  занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.

 

В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей  дошк. возр.

 

В 1953г вводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.

 

В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который  ряд ученых.

Было открыто 6 лабораторий:

1-раннего возр.;

2- дошк. возр.;

3- экспериментальной дидактики; 

4- возрастной психологии;

5- эстетического восп.;

6- физического восп.

 

Работа лабораторий была направлена на:

 

- проведение различного рода  психо – педагогических исследований;

 

- разработку программ и методик  дошк. воспитания;

 

- изучение, обобщение и распространение  передового пед. опыта;

 

- исследования вопросов, связанных  с подготовкой ребенка к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Взаимосвязь теории и практики  как условие развития системы  общественного дошкольного образования

1840г в истории педагогики ознаменован тем, что Ф.Фребель немецкий педагог дал своему дошкольному заведению название детский сад. Назначение этого учреждения:  обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей.

 

Идеи Ф.Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира.

В 60-егг.19в.  стали открываться первые платные частные детские сады, выходить спец-ый журнал «Детский сад», начинают разрабатываться теории и подходы к восп-ию детей дошк-го возраста.

 

Е.И. Тихеевой создаётся оригинальная теория дошк-го воспитания. Осн-ые идеи этой теории: преемственность восп-ия в д/с, семье, школе; особое место отводится методике разв. речи детей. Разрабатываются первые проекты программ в ДОУ.

 

Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и  развития ребёнка-дошкольника.

К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу.

 

1-я теория рассматривает развитие реб-ка как независимый от обуч-ия и восп-ия процесс. Главным является спонтанное развитие реб-ка, независимое от взрослого и его роли (З.Фрейд, Ж.Пиаже).

 

2-я теория строится на взаимосвязи  развития и обучения. Развитие  определяется отдельными внутренними  факторами и вместе с тем  обучением и воспитанием.

 

 

Согласно третьей теории, развитие реб-ка опосредовано его обучением и воспитанием (Л.С.Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает вперёд, опережая развитие ребёнка. Т.О. в процессе обучения происходит развитие.  Идея развивающего обучения реализуется в новых программах – «Истоки», «Детство», «Разитие».

 

Источником развития должны стать  специфические детские виды деятельности, так как в них формируются базовые личностные качества ребенка: творческая активность, инициативность, компетентность, общительность, и др.   В пед-их теориях классификация воспитания даётся по содержанию и включает: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Пед-ие теории соотносятся с теориями развития личности. (Когнитивные теории Ж.Пиаже (развитие ума, интеллекта), психоаналитическая теория З.Фрейда и др. (формирование полоролевого поведения), гуманистическая теория роджерс, Маслоу (предполагает личностный рост, саморазвитие), теория деятельностного подхода Л.С.Выготский, Эльконин, Леонтьев (развитие личности)).

 

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится на стадии научного осмысления и экспериментирования.

 

Дошкольная педагогическая наука находится в постоянном развитии и обогащении, она модернизируется с учётом накопленного позитивного опыта работы педагогов ДОУ.

 

 

 

11. Система дошкольного образования  в РБ и тенденции её развития.

Система дошкольного  образования в РБ – совокупность воспитательно–образовательных учреждений, функционирующих в государстве, связь и преемственность между ними на основе принципов и положений, в соответствии с которыми они строят свою работу.

 

В соответствии с законом «Об  образовании в РБ» основными  компонентами системы образования  являются: участники образовательного процесса; образовательные стандарты; разработанные на их основе планы  и программы; учреждения образования; гос. органы управления учрежд. образования.

 

В РБ образование делится:

1.Основное образование включает в себя след.ступени: дошкольное образование; общее среднее; среднее специальное; профессионально – техническое; высшее; послевузовское.

 

2. Дополнительное образование включает в себя учреждения внешкольного воспитания: кружки, секции, студии и др., а также институты повышения квалификации, центры подготовки и переподготовки кадров.

 

В настоящее время в РБ сложилась  гибкая многофункциональная система  ДОУ, различающихся по:

 

По видам: государственные и  частные;

 

По типам: ясли-сад, детский сад, учебно-педагогические комплексы, дошкольные центры развития.

 

По профилю: общего назначения, по уходу и досмотру, оздоровительной  направленности, с углубленной направленностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Профессиональные функции и  личностные качества педагога  дошкольного учреждения.

Профессиональная деятельность педагога ДУ явилась предметом исследования ряда педагогов и психологов: Панько, Буре, Логинова, Симушина и др. В результате исследований было установлено, что профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций:

 

1.Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.

 

2. Охрана жизни и укрепление  здоровья детей.

 

3.Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми.

 

4.Участие в пед. просвещении родителей.

 

5. Функция осуществления преемственности  в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка.

 

6. Функция самообразования.

 

7.Участие в опытной и исследовательской  деятельности.

 

Педагог ДУ должен обладать след.профессиональными и личностными качествами:

 

1.Пед. такт – означает чувство  меры, проявляющееся в умении  вести себя подобающим образом.

 

2.Пед. зоркость – проявляется  в умении фиксировать существенное  в развитии ребенка, а также  предвидеть перспективу и динамику  развития как каждого ребенка,  как и всего коллектива. Пед. зоркость проявляется в умении видеть, слышать, чувствовать и понимать психическон состояние каждого ребенка.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"