Человек как предмет антропологии. Концепция человека в педагогической антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:29, лекция

Краткое описание

Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук, как неисчерпаемый предмет познания, как одно из основных понятий педагогической антропологии, как биогенетическое существо, связанное с Космосом, природой, обществом. Человек как индивид, как единство материального, духовного, рационально-действенного. Человек как личность, его социальность. Общественное бытие как условие развития человека. Сознание и самосознание человека. Духовность и креативность человека. Основные подходы к формированию человека

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 2.doc

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 2. Человек как предмет антропологии. Концепция человека в педагогической антропологии

 

Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук, как неисчерпаемый предмет познания, как одно из основных понятий педагогической антропологии, как биогенетическое существо, связанное с Космосом, природой, обществом. Человек как индивид, как единство материального, духовного, рационально-действенного. Человек как личность, его социальность. Общественное бытие как условие развития человека. Сознание и самосознание человека. Духовность и креативность человека. Основные подходы к формированию человека (Л.С.Выготский, И.С. Кон, А. Адлер и др.)

Философия антропологического познания направлена на понятие и осознание сущности человека, его цели и значения. Проблема человека существовала уже в древней философии – античной, древнеиндийской, древнекитайской. Родоначальником философии человека можно считать Сократа, который создал учение о человеческой душе, разуме, а самопознание человека выступает главной целью философии.

Уже в марксистской литературе делались попытки развести понятия «природа человека» и «сущность человека», и в то же время отмечалось, что они близки и взаимосвязаны. Щедровицкий Г.П. отмечал, что человек всегда больше себя самого, ибо он – часть чего-то большего, более чего-то целого, трансцендентального мира. Человек не сводим к эмпирическому бытию эмпирического субъекта.

Человек как все живое активен, т.е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет по Ф. Энгельсу «самостоятельную силу реакции».

Человек пластичен, т.е. обладает высокими адаптивными способностями к изменяющимся условиям среды и жизни сохраняя видовые особенности.

Человек – существо динамичное, развивающееся, т. к. происходящие изменения во всех структурах и системах носят перманентный характер.

Человек как и все живое принадлежит к природе Земли и Космоса. С которыми осуществляется взаимообмен веществами и энергией. Человек является неотъемлемой частью биосферы и всех явлений с ней связанных. Непосредственную связь человека  с природой отмечают все ученые – Вернадский. Ильин, Бердяев и др. по определению Бердяева «Человек потому понимает Вселенную, что у них ода природа».

Во-вторых, человек – существо общественно-историческое. Одной из важнейших характеристик является его социальность. Он принадлежит к определенной эпохе, нации, социуму, человеческому сообществу.  Важнейшими условиями сохранения и развития человека как вида является соблюдение и сохранение нравственных табу, социокультурного опыта. А также интеграция в единый общественный организм.

Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Другие люди – центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину.-  писал С.Л. Рубинштейн.

Связь и принадлежность человек с обществом обусловливает и детерминирует основные человеческие потребности в самореализации и самоактуализации. Именно общественно-исторический способ существования человека сделал его разумным.

Специфической особенностью человека является его духовность. Будучи разумным и духовным человек не мог не стать творческим человеком, т.е. – креативным – как способным познавать и создавать новое во всех сферах жизни и деятельности. По Петровскому – способность свободно и ответственно выходить за границы предустановленного, начиная от любознательности и кончая социальными новациями.

Еще одна глобальная характеристика человека  - его целостность – физическая, физиологическая, духовная, интеллектуальная, социальная и т.д.

Каждый человек рассматривается на различных уровнях: индивид, индивидуальность, личность.

Человек активен, пластичен, динамичен, развивающийся. Все характеристики изучаются в различных направлениях научных дисциплин. Антропологический подход позволяет рассматривать человека всесторонне.

Человек как общественно-историческое существо характеризуется социальностью. Именно общественно-исторический способ бытия сделал человека разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за Ушинским понимает то, что характерно только для человека – способность осознавать не только мир, но и себя в нем: Свое бытие во времени и пространстве, Способность фиксировать свое осознание мира и себя.

 

 


Информация о работе Человек как предмет антропологии. Концепция человека в педагогической антропологии