Я-концепция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

Цель реферата: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «Я-КОНЦЕПЦИЯ» 5
1.1. Структура «Я-концепции» 9
1.2. Когнитивная составляющая «Я-концепции» 11
1.3. Оценочная составляющая «Я-концепции» 12
1.4. Поведенческая составляющая «Я-концепции» 15
1.5. Другие подходы к структуре «Я»-концепции 17
ГЛАВА II. ИЗМЕРЕНИЕ «Я»-КОНЦЕПЦИИ 20
2.1. Развитие Я-образа 24
2.2. Факторы, влияющие на «Я»-концепцию 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

я-концепция.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Волжский  политехнический институт (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный технический университет»

 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

РЕФЕРАТ

по  психологии

Тема: «Я-концепция человека»

Выполнил:

студент гр. Вип-208

Абросимова  А.С.

Проверил:

к.п.н., доцент

Самойлов Л. П.

 

 

 

 

Волжский-2013 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «Я-КОНЦЕПЦИЯ» 5

1.1. Структура «Я-концепции» 9

1.2. Когнитивная составляющая «Я-концепции» 11

1.3. Оценочная составляющая «Я-концепции» 12

1.4. Поведенческая составляющая «Я-концепции» 15

1.5. Другие подходы к структуре «Я»-концепции 17

ГЛАВА II. ИЗМЕРЕНИЕ «Я»-КОНЦЕПЦИИ 20

2.1. Развитие Я-образа 24

2.2. Факторы, влияющие на «Я»-концепцию 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Я – концепция  с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в  интерпретации опыта. Я – концепция  способствует достижению внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что  должно произойти.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого  индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

Актуальность  данной проблемы состоит в том, что  феномен я – концепции окончательно не изучен по сей день и требует  более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом «кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа.

Цель  реферата: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.

Объектом  исследования является Я – концепция  личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.

 

 

Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;
  2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции;
  3. Определить специфику структуры Я – концепции;

Содержание  и объем понятия «Я – концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Но если синтезировать основные подходы к ее изучению, то можно выделить наиболее значимые критерии ее исследования в психологической науке.

Основоположником  изучения «Я – концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое и «Я» – познающее , подчеркивая, что такое деление условно и отделить одну от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях.

Также вклад  в исследование феномена я – концепции  внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих  его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон…

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в  обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

 

Самосознание  личности – это осознанное отношение  человека к своим потребностям и  способностям, влечениям и мотивам  поведения, переживаниям и мыслям. В  основе самосознания лежит способность  человека отличать себя от своей собственной  жизнедеятельности, возникающая в  общении при формировании первичных  способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек  выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать  Я-концепцию.

     Понятие «„Я“-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Часто термин используют в качестве синонима к  «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

«Я»-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Сложность проблемы в определении «Я»-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».

«Даже такой простой материальный объект, как стакан, можно определить по-разному, в зависимости от практического или теоретического контекста. Тем более это верно в отношении таких понятий, как «личность», «сознание» или «самосознание». Дело не столько в терминологической нестрогости гуманитарных наук, сколько в том, что разные исследователи озабочены разными аспектами проблемы личности и человеческого «Я». Но в чем, собственно, его загадка? Ф. Т. Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А. Г. Спиркина «Я» интересует как носитель и одновременно элемент самосознания. Д. И. Дубровский подходит к «Я» как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности. Психологи (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и другие) рассматривают «Я» то как внутреннее ядро личности, то как ее сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе. Исследовательский интерес нейрофизиологов направлен на выявление того, где, в каких разделах мозга локализованы регулятивные механизмы психики, позволяющие живому существу отличать себя от других и обеспечивать преемственность своей жизнедеятельности. У психиатров проблема «Я» фокусируется на соотношении сознательного и бессознательного, механизмах самоконтроля («сила „Я“«) и т.д., и т.п», — размышляет над проблемой «Я» известный философ и социолог Игорь Семенович Кон в своей нашумевшей книге «В поисках себя» (с.7).

У Бёрнса «„Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «„я“-концепции» автор называет образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «„я“-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «„я“-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «„я“-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации «„Я“-концепции», в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на «„Я“-концепцию» в пору юности».

Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.

Накоплен  материал о содержании образа «Я» и его структуре. Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании своего «Я». Предметом специального психологического исследования являлся и вопрос об уровнях развития образа «Я», овладение которыми в разных возрастных группах может означать не только знание своего «Я», но и готовность его реализовать. Большинство авторов предлагают изучать изменение содержания представлений о себе, то есть переход от объективных показателей (физические характеристики) к субъективным (личностные качества, идеи, установки).

     Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

 

1.1. Структура «Я-концепции»

В самом  общем виде в психологии принято  выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, на­пример профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Рисунок 1

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе «Я»-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

 

Рисунок 2

 

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и  поведенческую составляющие «Я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Рисунок 3

 

1.2. Когнитивная составляющая «Я-концепции»

Обычно  человек считает, что обладает определёнными  характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни —  если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «Я»-концепции.

Эти убеждения  могут иметь разную значимость для  индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую  очередь. Эта иерархия не постоянна  и может меняться в зависимости  от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик  на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки  индивида, его ожидания относительно себя.

Наряду с  прочим, когнитивная компонента «Я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Представления индивида о самом себе кажутся  ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, истинны  или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Если  перед нами стоит задача описать  какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Всё это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, например, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт.

Информация о работе Я-концепция человека