Человек как предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций

Краткое описание

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

1. Человек как  предмет философии

 

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей  человека, его специфику по сравнению  с другими живыми существами, его  место в универсуме (мире), особенности  его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Надо иметь в виду, что в  качестве самостоятельного раздела  философская антропология сформировалась приблизительно к XVIII в., однако выяснение специфики человека - это ведущая задача всякого философствования.

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает  загадкой для самого себя. С одной  стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев.

С другой стороны, человеческая природа  являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Сознание, разум и свобода присущи природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Существует три возможных варианта решения данной проблемы.

1. Сущность человека духовна.  Эта версия характерна для  всех религиозных и эзотерических  (тайных) учений. В соответствии с  ней истинная самость человека  не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью.

2. Сущность человека - разум. Эта  версия сформировалась в Новое  время (рационализм). Она предполагает, что разум - особая самостоятельная  инстанция (дух) и человек отличается  от животных именно разумом  - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

3. Сущность человека - предметно-деятельная, социокулътурная. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп.

2. Основные  концепции антропосоциогенеза.

Для выяснения сущности человека большое  значение имеет вопрос о его происхождении. Согласно многим современным концепциям человек возник одновременно с обществом. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) составляют две стороны  единого процесса - антропосоциогенеза.

Общий смысл антропосоциогенеза особенно прояснился в XIX веке после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории. Это позволило с научной точки зрения объяснить естественное происхождение человека от обезьяны через влияние таких факторов, как труд, игра, язык, творчество, регулирование брачных отношений, нравственность  т.п.

Особенно плодотворной оказалась  трудовая теория происхождения человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, достигалась все более тесное сплочение людей и возникали  потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Согласно эволюционной теории человек – существо биосоциальное. С одной стороны он обладает биологическим началом, приобщающим его к высшим млекопитающим. С другой стороны, он обладает социальным началом, то есть способностью к высокому уровню общественной организации.

В данном случае речь идёт о диалектическом единстве биологического и социального  в человеке. Будучи по своей сути животным, человек не может существовать вне общественной системы. Он отличается от животных способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры.

Развитие человека не является завершенным, оно продолжается.

Несмотря на достижения науки, антропосоциогенез  до сих пор во многом остается загадочным. Первая загадка в том, что ученым никак не удается найти недостающее звено в цепи эволюции (переходная форма между нашими обезьяноподобными предками и современными разумным человеком). Вторая загадка в том, что возможности мозга человека во много раз превышают те требования, которые предъявляют к нему земные условия (в данный момент люди используют лишь мизерную часть свого мозга). Все это дает поводы для теистических и даже инопланетных подходов к проблеме происхождения человека.

3. Сознание как предмет филосовского осмысления

 

Сознание - одно из основных понятий  философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а так же специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: общественной и индивидуальной. В философии при материалистическом решении вопроса о первичности бытия или сознания, сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение "Я" к "не Я"., как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира. В более узком смысле под сознанием понимают высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку.

В истории философии исследования проблемы сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, какими вещи даны в сознании (описание феномена, явления сознания). Второй - объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания.

Процесс формирования образа в сознании - это одновременно процесс выделения  человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя этому  миру. Имея образ, человек различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании не является самосознанием. Дело в том, что образ - это то состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир. Содержание образа отождествляется с содержанием только предметов и вещей внешнего мира. Образ - это результат направленности внимания человека на внешний мир, вовне. О таких актах человек не сосредоточивается на самом себе, на своем внутреннем мире, что, собственно, и есть самосознание.

 

5. Жизнь, смерть  и бессмертие человека. Ценность  жизни человека.

Проблема жизни и смерти связана  с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. Двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. В начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). Поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление.

Под смертью вообще понимается естественный конец всякого живого существа. Поэтому, принадлежа к живым существам, человек так же смертен, как и они.

Однако, в отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. При этом осознание или осмысление смерти происходит по-разному. Вопрос о смерти становится для человека предметом его духовного измерения, личностного и религиозного переживания, связанного с таким экзистенциалами, как страх, любовь, вера, надежда, вина и т.п.

Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку обретая смысл жизни, человек выходит (теоретически) за её границы.

Проблема жизни и смерти в  философии связана с идеей обретения бессмертия. В качестве компенсации за страх перед смертью родилась мечта людей о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и обретающей вечную жизнь в Боге, в аду или в раю.

Реальное же бессмертное человека, по мнению многих мыслителей, состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в его делах, детях, результатах творчества, памяти людей.

Смысл бессмертия и пути его достижения являются обратной стороной проблемы смысла жизни.

 

Смысл жизни не дается человеку извне. Его надо найти. Уже сами поиски смысла делают жизнь осмысленной. В философии существуют различные концепции смысла жизни:

  1. Гедонизм (жить – значит наслаждаться).
  2. Аскетизм (жить – значит отрекаться от мира, истязать плоть ради искупления грехов и т.п.).
  3. Эвдемонизм (жить – значит стремиться к счастью как назначению человека).
  4. Этика долга (жить – значит жертвовать собой во имя служения идеалу).
  5. Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу).
  6. Прагматизм (жить – значит стремиться к успеху, следуя принципу «цель оправдывают средства»).

Смысл жизни – это личностный выбор каждого отдельного человека. Он заключается в самореализации потенциала личности, в выборе не только общепринятых в обществе ценностей, но также и тех, которые обусловлены индивидуальными качествами человека, его личной жизнью.

 

4. Аксиологические  параметры бытия человека

Аксиологические параметры бытия  человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме, неопротестантизме.

Для классической философии был  характерен интерес к сущности человека. Понятие «сущность» знаменует поиск имманентного способа бытия человека, его внутреннего закона. В философии марксизма этот поиск конкретизировался в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», диалектика которых отражает последовательность движения мысли, постигающей человека в его единичных, особенных, всеобщих чертах. «Индивид» — это понятие, подчеркивающее единичность человека как представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности фиксирует неповторимость конкретного человека, обусловленную своеобразным сочетанием в нем биологического, психического и социального начал. Категория «личности» призвана подчеркнуть социальную сущность человека, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определенного общества.

В современной философии акцентируются  проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека. Особое значение в современных условиях социального отчуждения приобретает проблема свободы человека, ставшей естественным и неотъемлемым достоянием людей в процессе длительного развития культуры и общества. Последние десятилетия XX в. отмечены возрождением интереса к человеческой телесности. В истории философии и культуры интерпретации телесности проецировались на соответствующее понимание природы (тело — Космос, тело — механизм, тело — организм и т. д.).

На пороге нового тысячелетия актуализировалась  проблема поиска новых типов интерсубъективной коммуникации. В частности, получил обоснование особый тип коммуникации и мышления — диалогизм, определяющий возможность понимания человеком мира и во многом задающий перспективы развития современной культуры и решения социальных проблем.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

 

6. Методологические значение принципов и основных законов диалектики.

Принципы диалектики: 1. Все в  мире находится в движении, всему  присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутреннее противоречие.

 

7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие

Существуют  два основных уровня организации знания: эмпирический и теоретический.

Достаточно  четкая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов, когда анализ языка  науки выявил различие в смыслах  эмпирических и теоретических терминов. Такое различие касается средств исследования. Но кроме этого можно провести различение двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования.

Эмпирическое  исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

Информация о работе Человек как предмет философии