Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..…...3
Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..……… 7
1.1.Уголок природы как компонент предметно - развивающей среды в ДОУ………………………………………………………………………………..7
1.2.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18
2.1. Система работы по использованию уголка природы в МДОБУ…..…...18
2.2. Организация и результаты исследования ………………………….….….27
2.3Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста…...……44

Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………….……………..50

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

 

Таблица №2 «Определение уровня навыков и умений после проведенной работы»

Ф.И ребенка

Общетрудовые навыки

Владение спец.навыками

Всего«+», «-»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Наташа Ч.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+ 10

2

Сережа В.

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+9

3

Катя Ж.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+10

4

Дима К

+

+

+

+

+

+

_

+

+

+

_

+9

5

6

7

8

9

10

Света П.

Полина К.

Артём О

Вика Д.

Катя С.

Влад Т

+

+

+

_

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ 11

+10

+10

+10

+11

+11

 

Всего +

-

9

1

10

0

10

0

9

1

9

1

10

0

9

1

9

1

8

2

10

0

9

1

 

 

  1. Цель                                                                 7- Тряпочка
  2. Мотив                                                               8- Кисточка
  3. Средства                                                            9- Пульверизатор
  4. Способ                                                              10- Рыхлилка
  5. Результат                                                           11- Лейка
  6. Рефлексия

На основании результатов, полученных из таблицы № 2, нами оформлены круговые диаграммы, определяющие уровни сформированности навыков и умений ухода за комнатными растениями после проведенной работы.

Диаграмма №2 «Уровень навыков и умений ухода за комнатными растениями после проведенной работы»

Ф.И.ребенка

Диаграмма

Проценты

1

Наташа Ч.

91%

2

Сережа В.

82%

3

Катя Ж.

91%

4

Дима К.

82%

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Света П.

 

 

 

 

 

 

 

Полина К.

 

 

 

 

 

Артём О.

 

 

 

 

 

 

Вика Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Катя С

 

 

 

 

 

 

Влад Т.

 

 

 

100%

 

 

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

 

 

 

100%

 

 

 

 

 

 

 

100%

 

Общий уровень сформированности

93%




 

 

 

 

 

 

 

 

После проведенной работы с детьми мы наблюдаем, что уровень знаний, навыков и умений увеличился, который отображен в диаграммах, дети стали лучше знать название комнатных растений, уметь определять по внешним признакам, владеть специальными и общетрудовыми навыками.

По результатам таблиц №1 и №2 также можно составить таблицу для сравнения результатов навыков ухода за комнатными растениями после констатирующего и формирующего эксперимента.

 

Таблица№3 «Сравнение результатов усвоения навыков ухода за комнатными растениями после констатирующего и формирующего экспериментов»

Ф.И.ребенка

Констатирующий

Контрольный

Динамика

1

Наташа Ч.

82%

91%

9

2

Сережа В.

55%

82%

27

3

Катя Ж.

82%

91%

9

4

Дима К.

55%

82%

27

5

6

7

8

9

10

Света П.

Полина К.

Артём О

Вика Д.

Катя С.

Влад Т

91%

82%

82%

82%

91%

91%

100%

91%

91%

91%

100%

100%

9

9

9

9

9

9

 

Общий уровень

73%

93%

16


 

 

2.3.Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с растениями у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Труд и наблюдение детей за растениями в уголке природы воспитатели   организуют в течение всего года.

В содержание уголка природы входят:

1 комнатные растения

2 календарь погоды и природы

3 альбомы, гербарии

4 художественная литература о природе

5 дидактические игры природоведческого содержания

6 различные природные материалы

 

  

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить сложную и важную задачу. При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Основные требования, предъявляемые к отбору растений в уголке природы:

1. Подбирать растения  типичным для той или иной систематической или экологической группы.

2. Обеспечивать уход за растениями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбираются растения, неприхотливые по уходу за ними.

3. Формировать набор растений в уголке природы внешне привлекательных, способных вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Обеспечить набор  нескольких экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости.

5.Обеспечить безопасность по  уходу за растениями, которые должны приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6.  Учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста растений в условиях посещения детского учреждения.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Основные требования, предъявляемые к введению календаря наблюдений в уголке природы:

1. Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения .  2.Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

3.Заполнение календаря производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.

4. Календарь природы это - графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Примером является организация уголка природы в ДОУ. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Информация о работе Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы