Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..…...3
Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..……… 7
1.1.Уголок природы как компонент предметно - развивающей среды в ДОУ………………………………………………………………………………..7
1.2.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18
2.1. Система работы по использованию уголка природы в МДОБУ…..…...18
2.2. Организация и результаты исследования ………………………….….….27
2.3Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста…...……44

Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………….……………..50

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Формы организации трудовой деятельности детей на природе, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Основными формами организация трудовой деятельности детей в природе являются индивидуальные поручения, дежурства и коллективный труд. При этом коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы.

Проведя констатирующий эксперимент, мы увидели, что уровень сформированности экологических знаний, трудовых навыков и умений детей старшего дошкольного возраста находится на начальном этапе развития, и составлял 73% общего уровня сформированности знаний. В дальнейшем, чтобы повысить этот уровень знаний, был разработан перспективный план работы, который определил содержание знаний во всех основных направлениях, где были выделены и конкретизировались те знания, которые необходимо было сформировать и уточнить. Именно сюда входит организация труда по уходу за комнатными растениями, которая была главной в нашем исследовании. Проведение контрольного исследования показывает что систематическая работа по экологическому образованию и воспитанию, средствами уголка природы способствует повышению уровня знаний навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список основной литературы

 

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М: Инфра-М, 2009. – 126 с.
  2. Бухвалов В.А., Богданов Л.В., Купер Л.З. Экологическая экспедиция в ДОУ. – СПб.: Питер, 2010. – 212 с.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М: Просвещение, 2009.
  4. Виноградова А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: СПК, 2009. – 116 с.
  5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – М., 2011.
  7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- СПб.: Питер, 2009. – 328 с.
  8. Константинов В.М., Чемедзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2009.
  9. Кудакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника – М., 2010.
  10. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – Минск, 2009.
  11. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 2009.
  12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 2009.
  13. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой и Саморуковой. – М., 2009.
  14. Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. А.Ф. Мазуриной. – М.: Просвещение,2012.
  15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2009.
  16. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие её реализации в детском саду. – М., 2011.
  17. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – СПб., 2009.
  18. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для учащихся вузов / Под ред. С.Н. Николаевой. – М.: Академия, 2009.
  19. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Подъякова и Сохина. – М., 2010.
  20. Хрестоматия по педагогике. Составитель С.Н. Полянский. – М.: Инфра, 2009. – 410 с.
  21. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок // Дошкольное воспитание, № 7-8 /2009.
  22. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение – понятие и сущность. – М.: Просвещение, 2011.

Список дополнительной литературы.

Интернет источники:

http://calypsocompany.ru/

http://www.maam.ru/obrazovanie/ugolki-prirody

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/tema-ugolok-prirody-kak-element-razvivayushchey-ekologicheskoy-sredy

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: «Ухаживание за комнатными растениями»

Задачи:

1.Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями.

2.Закрепить названия комнатных растений, уметь описывать их внешний вид, особенности строения.

3.Воспитывать любовь и интерес к растениям, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их существования.

4.Научить выращивать растения из семян.

5.Познакомить с приемом посева семян: делать бороздку и сеять в нее семена, присыпать их землей.

6.Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах.

7.Уточнить знания о необходимых условиях для роста растений.

8.Вызвать желание самим выращивать растения.

9.Развивать трудолюбие, трудовые навыки, чувство ответственности за порученное дело, учить работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

10.Прививать любовь к живому, интерес к литературным произведениям.

11.Развивать положительные эмоции, воображение, желание прийти на помощь.

Словарная работа: семена, бороздка, посевы.

Оборудование и материалы: тазики, лейки с водой, салфетки, кисточки, клеенки, пульверизаторы, палочки, розетки с семенами салата, коробочки с землей,  кипячёная вода, фартуки, картинки с изображением листьев салата.

Предварительная работа: ежедневные дежурства в уголке природы, наблюдения и уход за комнатными растениями. Рассматривание корней, стеблей, листьев растений. Проведение опытов об изменении внешнего вида растений при недостатке влаги, тепла, света, воздуха. Разучивание пословиц и поговорок о природе и труде. Чтение сказки К.И. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание семян различных растений.


Ход занятия.

Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику “Здравствуй!”Здравствуй, солнце золотое,

 Здравствуй, небо голубое,

 Здравствуй, вольный ветерок,

 Здравствуй, маленький дубок.

 Мы живем в одном краю

 Я вас всех приветствую!  

(Раздаётся стук в дверь, появляется бабушка Федора.)

Федора: Здравствуйте, ребята, эта старшая группа?

Дети здороваются.

Воспитатель: Проходите, бабушка, гостем будете.

Федора: А вы меня не узнаете?

Дети: Нет.

Федора: Тогда догадайтесь, из какой сказки я пришла.

Федора читает отрывок из сказки К. Чуковского “Федорино горе”.

Скачет сито по полям,

 А корыто по лугам.

 За лопатою метла

 Вдоль по улице пошла,

 Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы.

 Испугалася коза,

 Растопырила глаза:

 Что такое? Почему?

 Ничего я не пойму…

 

Федора: Ну, что, теперь-то вы меня узнали? Ребята, а пришла я к вам за помощью. Я теперь стала хорошей хозяйкой, содержу в чистоте свою посуду и дом. Мне подарили комнатные растения для уюта и красоты. Но я не знаю, как они называются и как ухаживать за ними. Я смотрю, у вас есть точно такие же. (Показывает на комнатные растения в группе). Ребята, вы расскажите мне о них?


Дети перечисляют все растения, которые есть в уголке природы и рассказывают о них.

Варианты ответов:

-Это бальзамин, в народе его называют “огонек”. Неприхотливое травянистое растение, с мясистыми, сочными стеблями. Цветет обильно, красными цветами, как будто огоньки горят. Любит частый полив.

-А это бегония, так как ее листья покрыты белыми пятнышками, её называют пятнистая. У нее прямостоячие стебли, крупные листья. Любит тепло и свет. Поливают регулярно мягкой водой.

-Это хлорофитум, в народе называется “борода”. Травянистое растение, образует свисающие побеги-усы. Растет на освещенных подоконниках. Не требует обильного полива.

-Это фиалка, имеет множество листьев, у нее нет стебля, корни находятся у поверхности почвы. Не требует обильного полива, цветет круглый год яркими цветами разного цвета.

-Сансевьера или щучий хвост – растение пустыни. Имеет длинные, твердые листья, растущие вверх, покрытые зелеными полосками. Любит светлые места, требует редкой поливки

Федора:

- Какие вы молодцы, ребята. А  вы можете мне рассказать, как  ухаживать за растениями? Как  узнать, что растение нужно поливать? (земля сухая на ощупь, светлая, листья вялые).

- Какой водой вы поливаете? (комнатной, которая стоит со вчерашнего дня).

- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы к корням поступал воздух).

- Чем вы рыхлите землю? (палочками).

- А почему палочками? (чтобы  не ранить корни).


- Для чего моют растения? (чтобы  очистить от пыли листья, чтобы  растения себя хорошо чувствовали, красиво выглядели).

- Как нужно мыть растения? (крупные  листья протирают салфетками; растения  с мелкими листьями опрыскивают  пульверизаторами; с листочков с ворсистой поверхностью пыль смахивают кисточками или щеточками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие друзья природы. Давайте представим, что мы растения.

Проводится психогимнастика “Мы – растения”.

Дети с помощью мимики изображают вялое растение, которому не хватает света и влаги, затем изображают растение, за которым хорошо ухаживают, во время поливают, рыхлят землю.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте покажем Федоре, как мы ухаживаем за растениями в нашем уголке природы.

Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность. После окончания работы дети рассказывают, что они делали, затем они убирают свои рабочие места. На столе остаются лейки с водой, палочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все растения стали чистыми, ухоженными. Но сегодня мы еще будем трудиться. Мы посеем семена листьев салата в землю и устроим огород на окне. Будем наблюдать и ухаживать за всходами, а затем они вырастут вот в такое растение (показывает растение на картинке). Листья салата очень вкусные и полезны, в них много витаминов, которые необходимы каждому человеку. Подойдите все к столу, возьмите коробочки с землей, встаньте вокруг столов. Сеять семена мы будем в коробочки с землей. Землю слегка надо примять, затем палочкой прочертить бороздку по середине, глубина бороздки должна соответствовать отметки на палочке. После этого закрыть бороздки землей. Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить). Как нужно поливать? (осторожно).

Дети демонстрируют объяснения педагога: сажают семена, затем ставят коробочки на поднос.


Воспитатель: Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (на окно).

Воспитатель: Чтобы они скорее росли, надо закрыть пленкой, а когда семена прорастут, пленку можно снять.

Федора: Молодцы, ребята, много мне вы рассказали и показали, но мне пора уходить. (Прощается, уходит).

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, позаботились о наших питомцах, помыли растения, научились сажать семена салата, за которыми будете ухаживать. Что же теперь можно отдохнуть, как говорят: “Кончил дело - гуляй смело”!

Подвижная игра «День-ночь»

По сигналу “День” дети бегут врассыпную по группе, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово “Ночь!” - замирают. “Сова” медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.

Воспитатель:

До утра сова искала,

 Утром видеть перестала.

 Села, старая, на дуб

 И глазами луп да луп.

 А мышонок вымыл рыльце

 Без водицы и без мыльца

 И пошёл искать свой дом,

 Где остались мать с отцом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

План-конспект трудового занятия

«Ухаживаем за Китайским розаном и Пеларгонией»

Цель:

1. закреплять умение правильно  подбирать инструменты для каждого  растения.

2. развивать умение пользоваться  сухой и влажной тряпочкой, кисточкой.

3. воспитывать взаимопомощь; умение  поддерживать товарищей в процессе  труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на наши растения. Посмотрите какое у них настроение (грусть). Как вы думаете, почему? Что нужно сделать для этого»

  1. Вопросы:

- в каком виде ухода нуждается герань, китайский розан?

- с помощью чего мы будем  это делать и как?

- какие инструменты понадобятся  для ухода?

- кто что будет делать?

3.Показ: «Чтобы было довольные  наши растения нужно чисто  и бережно удалять пыль с  листочков, осторожно рыхлить землю, не повредив корня, и аккуратно его поливать»

4.Помощь детям:

Что-то тяжелое убрать, перенести, совет

5.Подведение итога:

«Наташа что ты сегодня делала? А Миша чем занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему?

6. Общее поощрение, уборка инвентаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 3

План-конспект трудового занятия «Такие разные растения»

Цель:

1. развивать умение различать  разные растения.

2. закреплять умение пользоваться  сухой и влажной тряпочкой, кисточкой, разные виды ухода за ними.

3. воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

1. Вступительная беседа:

Информация о работе Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы