Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..…...3
Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..……… 7
1.1.Уголок природы как компонент предметно - развивающей среды в ДОУ………………………………………………………………………………..7
1.2.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18
2.1. Система работы по использованию уголка природы в МДОБУ…..…...18
2.2. Организация и результаты исследования ………………………….….….27
2.3Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста…...……44

Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………….……………..50

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующим этапом исследования было определение уровня экологического воспитания, который мы изучали на занятиях по трудовой деятельности.

 

Цель: выявить уровень навыков и умений детей старшей группы по уходу за комнатными растениями.

Методика:

Создается проблемная ситуация: перед детьми стоят комнатные растения (фикус, фиалка узумбарская, бальзамин, китайский розан, пеларгония, рой циссус), детям предлагается внимательно посмотреть на растения и определить какие виды ухода нужны за растениями: протирание, удаление пыли кисточкой, опрыскивание, исходя из его состояния; выбрать инструменты: тряпочка, кисточка, пульверизатор, рыхлила, лейка и поухаживать.

 

 

 

Таблица 2. «Выявление уровня навыков и умений детей по уходу за комнатными растениями»

 

Ф.И ребенка

Общетрудовые навыки

Владение спец.навыками

Всего«+», «-»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Наташа Ч.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+ 9

2

Сережа В.

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+6

3

Катя Ж.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+ 9

4

Дима К.

-

+

-

+

+

+

_

+

+

-

_

+6

5

6

7

8

9

10

Света П.

Полина К.

Артём О

Вика Д.

Катя С.

Влад Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

_

+

+

_

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

++

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+ 10

+9

+9

+9

+10

+10

 

Всего +

-

9

1

10

0

7

3

10

0

8

2

7

3

8

2

10

0

7

3

5

5

8

2

 

 

 

  1. Цель                                              7- Тряпочка
  2. Мотив                                            8- Кисточка
  3. Средства                                        9- Пульверизатор
  4. Способ                                          10- Рыхлилка
  5. Результат                                       11- Лейка
  6. Рефлексия

 

 

На основании результатов, полученных из таблицы № 2 нами оформлены круговые диаграммы, уровня сформированности навыков и умений ухода за комнатными растениями.

 

Диаграмма №2 «Уровень навыков и умений ухода за комнатными растениями»

 

Ф.И.ребенка

Диаграмма

Проценты

1

Наташа Ч.

81%

2

Сережа В.

55%

3

Катя Ж.

82%

4

Дима К.

55%

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Света П.

 

 

 

 

 

 

 

Полина К.

 

 

 

 

 

 

Артём О.

 

 

 

 

 

 

Вика Д.

 

 

 

 

 

 

Катя С.

 

 

 

 

 

Влад Т.

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

 

 

82%

 

 

 

 

 

 

 

82%

 

 

 

 

 

 

 

 

82%

 

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

91%

 

Общий уровень сформированности

73%




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам таблицы №2 также можно оформить рисунки, то есть сделать качественный анализ уровня общетрудовые и специальных навыков детей по уходу за комнатными растениями.

Рисунок №1 «Качество навыков деятельности по уходу за комнатными растениями».

Данные рисунки позволяют перейти к следующему этапу экспериментальной работы и поставить задачи для формирующего этапа исследования.

2 этап - формирующий был проведён во время педагогической практике.

Цель:

 1.расширить кругозор знаний и повысить уровень навыков и умений детей старшей группы по уходу за комнатными растениями.

Данная цель решалась через следующие задачи:

1.Организовать  образовательную деятельность как средство формирования знаний о комнатных растениях.

        2.Развивать общетрудовые навыки организации деятельности: самостоятельно ставить цель труда, подбирать необходимые средства, достигать положительного результата

        3.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, заполняю календарь наблюдения.

 

По реализации задач составлен перспективный план использования уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста.               

                                                                                                 Перспективный план

Зада чи

Бытовая деятельность в уголке природы

Учебная деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

1,4

1. Наблюдение за фикусом (внешний вид, особенности листьев)

2. Наблюдение за китайским  розаном (внешний вид, особенности  листьев)

3. Составление модели  «фикус»

4. Составление модели  «Китайский розан»

5.Рассматривание иллюстраций по уходу за комнатными растениями: рыхление, полив, протирание

1. Трудовое занятие ««Ухаживание за комнатными растениями» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, моделирование)

2. Трудовое занятие «Ухаживаем  за китайским розаном, пеларгонией» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, моделирование)

1. Дид. Игра «Изучаем комнатные растения»

2. Дид. игра «Узнай растения на ощупь»

1. Трудовое поручение «Ухаживаем  за фикусом» (сухой и влажной  тряпочкой)

2. Трудовое поручение  «Ухаживаем за китайским розаном» (сухой и влажной тряпочкой)

3. Трудовое поручение  «Ухаживаем за аспидистрой» (сухой  и влажной тряпочкой)

4. Трудовое поручение  «Ухаживаем за монстерой» (сухой  и влажной тряпочкой)

2,3,4

1. Наблюдение за бальзамином (внешний  вид, характер листьев, потребности- влаголюбивые)

2. Наблюдение за рой-циссусом (строение, особенности листьев, их  поверхности)

3. Наблюдение за фиалкой (строение, особенности листьев, потребности- не любят свет, полив умеренный)

4. Моделирование на тему  «Строение Бальзамина»

5. Моделирование на тему  «Строение рой - циссуса»

6. Моделирование на тему  «Строение фиалки узамбарской»

1.Трудовое занятие «Ухаживаем  за фиалкой и бальзамином» (подбор  инструментов, структура деятельности, модель деятельности)

2. Трудовое занятие «Уход за рой – циссусом и пеларгонией» (подбор инструментов, модель деятельности)

3.Занятие «Такие разные  растения» (внешний вид, особенности  листьев, способы ухода: тряпочка, пульверизатор, рыхлилка, полив)

4. Занятие «Растения- живые организмы» (внешний вид, растения живые, необходимые удовлетворения потребностей»

1. Дид .игра «Подбери правильно» (подобрать  образцы поверхности соответствующее  растению)

2. Дид. игра «Опиши поверхность  листьев»

3. Дид. игра «Подбери инструмент  по уходу за растениями»

4. Дид. игра с моделями  «Составь правильно» (модель деятельности  по уходу)

1. Трудовое поручение «Ухаживаем  за растениями с бархатистыми  листьями» (сухая тряпочка, сухая  кисточка)

2. . Трудовое поручение  «Ухаживаем за мелколистными  растениями» (пульверизатор)

3. . Трудовое поручение  «Ухаживаем за крупнолистными  растениями» (сухая и влажная  тряпочка)

4. Трудовое поручение  «Поливаем комнатные растения» (лейка)


 

Описание работы с детьми

На первом этапе была проведена непосредственно образовательная деятельность дидактические игры 1. дидактическая игра «Изучаем комнатные растения» 2. дидактическая игра «Узнай растения на ощупь, где в виде игры изучили родину растений, значение их и особенности ухода (конспект занятия №1)

На втором этапе проводилось трудовое занятие «Ухаживаем за фикусом, аспидистрой, монстерой » за крупнолистными растениями. На этом этапе дети учились пользоваться сухой и влажной тряпочкой при протирании пыли, подбирали необходимые инструменты для ухода за комнатными растениями, составляли модели, выполняли трудовые поручения, благодаря чему были сформированы навыки ухода за крупнолистными растениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3этап - контрольный  был  проведён по окончании педагогической  практики.

Цель: выявить эффективность работы по формированию знаний навыков и умений детей старшей группы по уходу за комнатными растениями.

В начале данного исследования использую дидактические игры описанные раннее  мы определяли уровень экологических знаний ( на примере комнатных растений, полученные данные представлены в таблице №3)

Таблица № 3 Результаты  знаний по экологическому образованию.

 

Ф.И ребенка

Знание  названия  растений Всего«+», «-»

Нарисуй мы отгадаем

Всего«+», «-»

1

2

3

4

5

 

1

2

3

4

5

1

Наташа Ч.

+

+

+

+

+

+5

+

+

+

+

+

+ 5

2

Сережа В.

+

+

-

+

+

+4

+

+

+

+

-

+4

3

Катя Ж.

+

+

+

+

+

+5

+

+

-

+

+

+ 4

4

Дима К.

-

+

+

+

+

+5

+

+

+

+

+

+5

5

6

7

8

9

10

Света П.

Полина К.

Артём О

Вика Д.

Катя С.

Влад Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+4

+5

+4

+5

+5

+5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

++

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+ 5

+5

+4

+4

+5

+4

 

Всего +

-

9

1

10

0

8

2

10

0

9

1

 

10

0

10

0

8

2

8

2

9

1

 

 

Диаграмма №3 «Уровень экологических знаний» (на примере комнатных растений.

 

 

 

 

Ф.И.ребенка

Диаграмма

Проценты

1

Наташа Ч.

91%

2

Сережа В.

82%

3

Катя Ж.

91%

4

Дима К.

82%

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Света П.

 

 

 

 

 

 

 

Полина К.

 

 

 

 

 

 

 

Артём О.

 

 

 

 

 

 

Вика Д.

 

 

 

 

 

 

Катя С.

 

 

 

 

 

 

Влад Т.

 

 

 

 

100%

 

 

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

 

91%

 

 

 

 

 

 

100%

 

 

 

 

 

 

100%

 

Общий уровень сформированности

93%




 

 

 

 

 

 

Определяя уровень экологического воспитания мы использовали занятия по трудовой деятельности.

Методика: Создается проблемная ситуация: перед детьми стоят комнатные растения (фикус, фиалка узамбарская, бальзамин, китайский розан, пеларгония, монстера), детям предлагается внимательно посмотреть на растения и определить какие виды ухода нужны за растениями: протирание, удаление пыли кисточкой, опрыскивание, исходя из его состояния; выбрать инструменты: тряпочка, кисточка, пульверизатор, рыхлила, лейка и поухаживать.

Информация о работе Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы