Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..…...3
Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..……… 7
1.1.Уголок природы как компонент предметно - развивающей среды в ДОУ………………………………………………………………………………..7
1.2.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18
2.1. Система работы по использованию уголка природы в МДОБУ…..…...18
2.2. Организация и результаты исследования ………………………….….….27
2.3Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста…...……44

Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………….……………..50

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..………..…...3

Глава 1. Уголок природы как средство  экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..………   7

1.1.Уголок природы как компонент  предметно - развивающей среды в  ДОУ………………………………………………………………………………..7

1.2.Психолого – педагогические  особенности детей старшего дошкольного  возраста…………………………………………………………………………...12

Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18

2.1. Система работы по использованию уголка природы  в МДОБУ…..…...18

2.2. Организация и результаты исследования  ………………………….….….27

2.3Методические рекомендации по  использованию уголка природы  в экологическом образовании  детей старшего дошкольного возраста…...……44

 

Заключение…………………………………………………………………….47

Список литературы…………………………………………….……………..50

Приложения……………………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение.

Экологическое  образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Актуальность выбранной темы:  Условия реализации программы экологического воспитания предусматривают создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка, основным компонентом которого является уголок природы.

Цель: изучение  влияния уголка природы на процесс экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект: образовательный процесс

Предмет: уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

      2.Показать значение, структуру и использование уголка природы как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

  3.Выявить уровни сформированности экологических представлений у детей старшей группы.

4. Разработать и апробировать систему мероприятий с использованием уголка природы.

5. Составить методические рекомендации по использованию уголка  природы в образовательной деятельности.

Гипотеза: организация уголка природы в ДОУ будет способствовать экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста при условии:

1. Образовательная деятельность будет осуществляться при систематическом использовании уголка природы.

2.Формирование  трудовых и бытовых навыков происходит при проведении трудовых занятий в уголке природы.

3. Бережное отношение к природе формируется при организации различных видов деятельности в уголке природы.

 

Методы исследования:

Теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольные этапы;

Интерпретационные: количественно – статистический (обработка цифровых данных, построение таблиц и рисунков).

 

Теоретическая значимость исследования: изучение возможностей уголка природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработанные  методические рекомендации, комплекс конспектов и упражнений по формированию экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

 

База исследования: МДОБУ Минусинское дошкольное общеобразовательное бюджетное  учреждения № 25 группа «Колокольчик» (возраст 5-6лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уголок природы как средство  экологического образования детей старшего дошкольного возраста

1.1.Уголок природы как  компонент предметно - развивающей среды в ДОУ

Условия реализации программы экологического воспитания предусматривает создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического ландшафта – пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка, в которую входят:

 • Групповой уголок природы

 • Зимний сад

 • Комната природы

 • Живой уголок

 • Экологическая лаборатория

 • Озелененное пространство  территории участка дошкольного  учреждения.

  Содержание уголка природы:

- комнатные растения

- календарь погоды и природы

- альбомы, гербарии

- художественная литература о  природе

- дидактические игры природоведческого  содержания

- различные природные материалы

- оборудование для организации  опытнической деятельности

- модели, отражающие предметы и  явления природы

  Требования к уголку природы:

- учитывать возрастные особенности  и возможности детей

- объекты, предметы, материалы эстетически  привлекательны, вызывают положительный  интерес

- все должно быть доступно  детям

- соблюдение санитарно-гигиеническим требованиям

  Задачи уголка природы:

Старшие группы – знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом : Можно использовать таблички с названием, знаки по уходу. 

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. [11] А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения, У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. [5]

Подбор объектов. При подборе обитателей для уголков природы нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения.

Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп -комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые в уходе. Помимо растений, за которыми могут ухаживать дети, в комнате рекомендуется помещать и такие декоративные растения, уход за которыми требует больше умения, доступен только взрослым.[20]

Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной пли в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.

В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лес и болот. Эти комнатные растения украшают помещения и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. На примере комнатных растений дети знакомятся с растениями вообще, получают трудовые навыки по уходу, черенкованию и пересадке их.[16]

Перечисленные выше растения используют и для дидактических игр на описание объектов.

В старших группах дети знакомятся с разнообразными формами стеблей, листьев, цветков, наблюдают за изменением в росте растений. В уголках природы старших групп нужно иметь такие растения, у которых при сравнении дети могут выделять не только различные, но и сходные признаки, а также растения, требующие более сложного ухода  и легко черенкующиеся

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и отопительным приборам, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне. Поэтому их надо размещать около окон, выходящих на юг.

Для всех растений, которые, стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Пересадка растений. Пересаживать растения лучше весной. Перед пересадкой растение следует обильно полить, чтобы вся земля пропиталась водой. Затем берут в правую руку горшок, а ствол растения пропускают между указательным и средним пальцами левой руки, перевертывают горшок и слегка ударяют им о край стола. Ком земли обычно легко выходит.[14]

Выбив растение из горшка, осматривают его корни. Если корней не очень много, и они не оплетают землю, то растение пометают в тот же горшок. Если ком земли сильно оплетен корнями, но они здоровы, можно посадить это растение в больший горшок (размер берут такой, чтобы прежний горшок входил в него почти вплотную). Горшки брать лучше новые. Можно брать и старые, чисто вымытые горячей водой и прокаленные.

Ком осторожно разрыхляют заостренной палочкой, чтобы освободить корни от старой земли. Если они загнили, всю старую почву смывают, а испорченные части корней отрезают острым ножом (порезы засыпают толченым углем).

Выбрав подходящий горшок, прикрывают его отверстие черепком и насыпают на дно немного крупного песка и столько земли, чтобы шейка растения находилась ниже края горшка. Пространство между комом и стенками горшка засыпают землей. Растение поливают; вода, промочив весь ком, должна выйти из водосточного отверстия.

Если осенью или зимой горшок разобьется, то пересаживать растение нельзя

 Разбитый горшок надо поместить  до весны в другой, целый и  пространство между стенками  двух горшков засыпать песком.

Поливка растений. После зимнего покоя (с началом роста) растения нуждаются в обильной поливке через день. Она считается обильной, если вода проходит на поддонник, с которого ее сливают. С окончанием роста (осенью) поливку производят реже. При излишней влажности земля приобретает запах, корни загнивают, и растение может погибнуть.

Поливка растений, находящихся в сухом и теплом помещении, должна быть чаще, чем в прохладном и влажном; в пасмурный и холодный день -меньше, чем в ясный. Растения, находящиеся в маленьком горшке, поливают чаще, чем в большом, а цветущие - чаще, чем не цветущие. Луковичные поливают так, чтобы вода не попадала на луковицу, лучше с поддонника; в период покоя растения, потерявшие листья, поливать не нужно.[18]

Информация о работе Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы