Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..…...3
Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..……… 7
1.1.Уголок природы как компонент предметно - развивающей среды в ДОУ………………………………………………………………………………..7
1.2.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18
2.1. Система работы по использованию уголка природы в МДОБУ…..…...18
2.2. Организация и результаты исследования ………………………….….….27
2.3Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста…...……44

Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………….……………..50

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

«Посмотрите, ребята, на стол. К нам сегодня в гости пришло много разных растений»

2. Вопросы:

- чем различаются эти растения?

-какой корень, стебель, лист?

- какие виды ухода нужны?

- что нужно для этого?

- кто что будет делать?

3. Составление модели строения  растения

          4.Игровое упражнение по моделям «Собери правильно»

5. Составление модели «Потребности растения»

         6. Рассказ детей по моделям

7. Подбор инструментов для ухода  за растениями

8. Подведения итога: «Наташа что  ты сегодня делала? А Миша чем  занимался? Как вы думаете, мы  справились с работой? Почему? Справились  ли с поставленной нами задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 4

 

План-конспект трудового занятия «Фея цветов в гостях у ребят»

Программное содержание:

  • закрепить знания детей об уходе за комнатными растениями
  • уточнить знания детей о том, что растения выращивают из семян
  • учить детей правильной посадке семян на рассаду
  • воспитывать у детей желание самим вырастить растение из семян
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе
  • воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы
  • приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы

Предварительная работа:

  • Занятие по экологическому воспитанию на тему: "Помогите цветку"
  • Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми в уголке природы по формированию и закреплению навыков ухода за комнатными растениями.
  • Подготовка посевочных лотков с землей, приобретение семян цветущих растений.

Оборудование:

  • Карточки с изображением инвентаря для ухода за комнатными растениями
  • Контейнеры для посадки семян с землей, лейки с водой, палочки для рыхления земли, семена различных цветов, таблички с изображением цветов.

Ход занятия

Дети сидят на ковре полукругом на стульчиках. На столе воспитателя стоит комнатное растение "Березка".

Просмотр записи первого прихода Феи цветов. Воспитатель комментирует запись.


Звучит музыка, появляется Фея цветов.

Дети берут карточки с изображением инвентаря по уходу за комнатными растениями и рассказывают, как надо ухаживать за ними.

Физкультминутка.

Дети изображают садовников, показывают, как они копают землю, сажают цветы, поливают их.

Звучит музыка. Дети приступают к работе. Воспитатель и Фея следят за работой детей, помогают им.

Звучит музыка. Фея забирает березку, уходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 5

 

Конспект занятия в старшей группе. «Растение, как живое существо»

Задачи:

1. Расширение первичных естественно - научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растения.

2. Развитие связной речи, тонкой  и общей моторики, творческого  воображения.

3. Развитие умений устанавливать  причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной речи.

4. Формирование навыков сотрудничества  взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного  отношения к природе.

Ход Занятия.

Дидактическая игра: «Живое не живое» в кругу

Определить и правильно назвать, что относится к живой природе. Что к не живой, что сделано руками человека; (камень, горы, река, водопад, дерево, мышь, цветок, жук, кукла, мяч, стул, чашка и т. д.)

Появляется игровой персонаж, Буратино.

 - Здравствуйте, ребята, во что вы тут играете.

Ответы детей.

Буратино: я услышал, что высказали, что цветок живой. Как это он живой, я вот живой, я бегаю.прыгаю, я живой и веселый, а цветок, как он может быть живым? У него нет ног, нет рук и бегать он не умеет.

Воспитатель: Ребята давай те поможем Буратино разобраться и понять, что все растения относятся к живым существам.

 Игра «Собери цветок»

(Корень, стебель, лист, цветок)


Воспитатель: для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему необходимы все части.

Дети: А еще ему необходимы благоприятные условия (выставляют модель потребности растений, (земля, свет, тепло, вода) Без этого растения, расти не сможет.

 Воспитатель: Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат.

Каждая часть растения выполняет свою функцию. Дети давайте расскажем Буратино, для чего нужны и что выполняют разные части растения.

Дети выставляют модель «функции живого»

- Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.

-Стебель удеживает растение  как опора, проводит воду и  другие питательные вещества  другим частям растения, дышит.

-Лист улавливает солнечный  свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород.

-Цветок - из него появляются  семена, из семян вырастает новое  растение, дышит.

Воспитатель: Ну, что Буратино понял, что растение Живое.

Буратино отвечает….

 Воспитатель: в природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни. Ребята давайте покажем Буратино, какое множество есть разных растений.

 Задание за столами «Собери целое из частей»

(цветы, кусты, деревья)

Речь с движением:

 Наши алые цветочки раскрывают лепесточки;

 Ветерок чуть дышит, лепестки  колышет.

Наши алые цветочки закрывают лепесточки,  головки опускают и тихо засыпают.


 Воспитатель хвалит детей  и показывает волшебный цветок.

А теперь с помощью волшебного цветка отправимся в путешествие.

«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели чтобы мы с детьми оказались в пустыне. (кружатся)

 Вот мы и в пустыню с  вами попали. Пустыня-территория  на которой отсутствует сплошная растительность, там очень жарко температура воздуха выше 35 градусов. Мало влаги и растут только отдельные виды растений.

Игра «Какой песок».

Потрогаем песок, какой он: горячий, сухой, сыпучий, обжигающий, и т. д.

Ребята в пустыне очень жарко, там ярко светит солнце, и растения и другие живые существа приспосабливаются к такой жаре

Давайте посмотрим какое растение мы с вами увидим. (открывает кактус) .

Дети: это кактус

Буратино: Это точно не растение, стебелька нет, листьев тоже нет.

Воспитатель: успокойся Буратино, кактус тоже растение, только растет оно, как мы уже знаем в пустыне.

 Давайте рассмотрим кактус  – шишка-образная форма, листьев  нет, есть колючки, внутри растения  имеет мякоть. Кактусы своими  широкими корнями собирают всю доступную воду, и хранят ее в своих толстых «стеблях» шишках, а еще кактусы могут цвести, правда, не очень долго, и их яркие цветы привлекают насекомых. В природе на кактусах появляются съедобные плоды. Некоторые виды кактусов достигают гигантских размеров. (Показать разные виды кактусов на картинках). Ребята мы разводим декоративные кактусы для украшения помещений, и можем ими любоваться, только вот нюхать и трогать их не следует, так как можно уколоться.

Буратино разобрался, что кактус это растение пустыни.

А теперь ребята перед дальней дорогой немного отдохнем и полежим на теплом песочке, закроем глазки. (релаксация под музыку.)

Теперь обратимся к нашему волшебному цветку.


 

«Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели, чтобы мы с детьми оказались на реке». (кружатся)

Вот мы и на речке, река быстрая полноводная, присядем, потрогаем водичку, какая она: холодная, прозрачная, светлая и т. д.

Ребята посмотрите, что это за цветы? Помните, вы делали, такие же в подарок мамам.

(Работа у мольберта динамическая  модель лилии.)

Дети: это лилии.

Буратино: это точно не цветы. Стебля нет, земли нет, где же корни, не понятно.

Воспитатель: Это растение водяная лилия, стебель у нее под водой.

Он очень крепкий и длинный. Корень крупный цепляется за дно реки, он надежно удерживает растение и не дает течению унести растение, цветочек у лилии состоит из лепестков белого цвета с острыми краями, лист большой овальный лежит на поверхности воды, цветок также привлекает внимание насекомых.

Воспитатель: Буратино убедился, что лилия очень красивое водное растение.

 Ребята сегодня мы с вами  много говорили о растениях  их строении, том какие они  разные, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать. Когда мы сморим нарастания, мы любуемся их красотой, и получать от этого хорошее настроение.

 Ребята как мы с вами  можем помочь растениям.

Дидактическая игра.

«Напоминающие знаки, как вести себя в природе»

 Не рвать цветы, не ломать  ветки, не жечь в лес костров, не мусорить и т. д.


Ребята давайте нарисуем Буратино в подарок растения, с которыми мы сегодня познакомились в пустыне и на реке.

 Молодцы, вы сегодня все хорошо  потрудились. А Буратино в знак  благодарности за помощь, хочет  подарить вам свои цветочки (Чупа-чупс  в лепестках) Спасибо вам ребята  за помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 6

«Паспортизация комнатных растений».

Проводилось с подгруппой детей в свободное от занятия время во вторую половину дня.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Вместе с детьми в уголке природы мы рассматривали альбом: повторяли названия комнатных растений, строении (стебель, лист, цветок), уточняли какие растения влаголюбивые, а какие любят умеренный полив, какие светолюбивые, а какие предпочитают тень.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.

Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

При проведении игры использовались следующие приемы:

-детям предлагалось рассмотреть  предложенные картинки;

-сопоставить (какие картинка должны  следовать за предыдущей?)

-предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему  так, а не по-другому?)

-детям, которые затруднялись, была  представлена помощь в виде  наводящих вопросов.

- оценить каждого ребенка.

Занятие «Уход за комнатными растениями».

Цель: уточнить знания детей о приемах ухода за комнатными растениям и их последовательностью.


Подготовка к занятию: растения, нуждающиеся в уходе, миски с водой, пульверизатор, лейка, клеенку – на каждый стол; у каждого ребенка: фартук и рукавичка; недалеко от столов размещаются большой таз, лейка и мягкая кисти.

На занятии использовались следующие приемы:

- детьми предлагалось в форме  индивидуальных поручений расставить  растения, рассмотреть инвентарь  для ухода.

- вспомнили с детьми порядок  и приемы ухода и их значение. (Как надо мыть растение с  крупными листьями, а как с  мелкими, а зачем мы ухаживаем за растениями? Зачем нужны пульверизаторы, варежки, кисточки?)

-задавались поисковые вопросы  по следующим трудовым операциям: притирание листьев, мытье растений (чем протирают крупные листья? Что нужно делать, чтобы земля  не размывалась, при мытье растений? как протирают пыль с растений с опушенными листьями?)

- активная деятельность детей. (Дети протерли листья, опрыснули  их, а растения с мелкими листьями  вымыли в тазу из большой  лейки и удалили мягкой кистью  пыль с растений).

Информация о работе Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы